На главную страницу

 

К содержанию ПМА

 

© А. Г. Дунаев. Все права защищены. Любое копирование и распространение текста (в т.ч. в сети Интернет) допускается только с письменного разрешения автора. Разрешается копирование для частного некоммерческого пользования. Нарушение авторских прав будет преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского права и российскому законодательству об электронных носителях информации, вплоть до закрытия сайта-нарушителя и денежных штрафов.

Текст публикуется по изданию: Писания мужей апостольских. М., 2003, с. 556–571. Все сноски в печатном оригинале помещены под страницей.

В аппарате курсивом выделены также авторы, фигурирующие в Списке цитированной литературы.

ОСОБЫМ ШРИФТОМ выделены сокращения книг и журналов.

 

BIBLIOGRAPHIA PATRUM APOSTOLICORUM
(
СПЕЦИАЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ)

Структура библиографии

История церкви времени мужей апостольских      556

Общие труды по истории раннего христианства        556

Собрания текстов (антологии)        557

Специальные патрологические труды по мужам апостольским    557

Библия       558

Экзегетика 560

Богословие 560

Ангело- и демонология 561

Пневматология    561

Христология        561

Антропология     562

Сотериология      562

Эсхатология        562

Хилиазм     563

Литургика, богослужение, молитва 563

Пасха          564

Апостольское преемство       564

Пророки и учители       565

Пастырское служение   565

Проповедь и катехизация       565

Риторика    565

Экклезиология    566

Соборы      566

Этика          566

Духовность          566

Таинства    567    Крещение   567    Покаяние    567    Брак  567

Церковное устройство  567

Религиозный контекст  568

Иудаизм и раннее христианство      568

Раннее христианство и языческое государство. Преследования христиан       569

Отношение к военной службе         570

Отношение к языческой философии        571

Повседневная жизнь     571

 

{С. 556}

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ВРЕМЕНИ МУЖЕЙ АПОСТОЛЬСКИХ

Избранные работы[1]

Общие труды по истории раннего христианства

Чельцов И.В. Первый век христианства в писаниях Мужей Апостольских.ХЧ 1868, ч.1, 493–517, 769–790.

Шуази. Апостольское предание.ТКДА 1879, т.3, №12, 495–527.

Карсавин Л. Римская Церковь и папство до половины II в.ЖМНП, нов. сер. ч.XXX, 1910, №11, 73–97. (1 Клим.: 75–77, 80–81; Ерма: 82–92, 96–97; Игн.: 95–96. О “папстве до папства”идее, основанной прежде всего на сознании единства Церкви).

Achelis H. Das Christentum in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 19252 (Aalen, 1975r).

Blanchtière F. Le christianisme asiate aux IIème et IIIème siècles. Lille, 1981.

Fusco V. Le prime communità cristiane. Tradizioni e tendenze nel cris­tianesimo delle origini. Bologna, 1997 (La Bibbia nella storia 8).

The Early Church in Its Context. Essays in Honour of Everett Ferguson / Edd. A.J. Malherbe, F.W. Norris, J.W. Thompson. London, 1998 (Novum Testamentum, Supplements 90). 362 p.

Gnilka J. I primi cristiani. Origini e inizio della Chiesa. Brescia, 2000. (Изд. оригинала: Freib. i. B., 1999).

{С. 557}

СобраниЯ текстов (антологии)

Traditio Christiana (Texte und Kommentare zur patristischen Theologie) / Traditio Christiana. Thèmes et documents patristiques / Publiés sous la responsabilité de F.Bolgiani [et al.]. En collaboration avec J.Fontaine [et al.] Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien. Антологии патристических текстов на языке оригиналов с параллельными переводами, предисловием и комментариями, книги выходят одновременно в двух вариантахна франц. и нем. языках, затем переводятся на итал. язык (в серии с тем же названием, но с иной нумерацией).

Специальные патрологиЧеские труды
по мужам апостольским

[Аноним.] Чтения о святых ОтцахУчителях Церкви и Церковных Писателях, или Патрология. Св. апостол Варнава.Воскресное Чтение, год XIII (1849/50), №9, 90–96; Св. Климент, папа Римский.Там же, 12, 122–136; Святый Эрма.Там же, 13, 138–151; Св. Игнатий Богоносец.Там же, 14, 155–166; Св. Поликарп Смирнский.Там же, 26, 283–288; Церковные писатели периода мужей Апостольских.Там же, 295–297 (Папий, Квадрат, Аристид, Агриппа); Общее обозрение учения, содержащегося в писаниях мужей Апостольских.Там же, 27, 297–300.

Смирнов И. Очерк истории духовного просвещения в древней христианской церкви (II–IX вв.).ЧОЛДП 1871, февр., 17–27 (Клим. Рим.: 23–27); март, 20–26 (Игн. Бог.); апр., 1–4 [пагин. 2-я] (Полик. Смирн.); май, 21–27 (Варнав.); июнь, 13–19 (“Пастырь” Ермы).

Крутиков Т. Мужи Апостольские. Св. ап. Варнава.Воронежские епархиальные ведомости 1891, №21 [здесь и далее пагин. 2-ая, часть неофиц.], 771–779; Св. Климент, папа Римский.Там же, 1892, №1, 1–15; Св. Ерм.Там же, 2, 41–45 и 81–90; 4, 121–126; Св. Игнатий Богоносец.Там же, 5, 153–161; 6, 201–210; Св. Поликарп Смирнский.Там же, 8, 297–308; 9, 351–356; Св. Папий.Там же, 10, 399–406. Отд. оттиск: Мужи Апостольские. Составил преподаватель Воронежской дух. семинарии Т.Крутиков. Воронеж, 1892.

Гусев Д. Чтения по патрологии. Вып.1. Введение в патрологию и век мужей апостольских. Введение [начало].ПС 1895, т.1, 101–124; Введение [окончание]. Св. ап. Варнава и его послание.Там же, {С. 558} 145–185, 277–289; т.2, 49–71; Св. Климент Римский и его первое послание.Там же, 160–214; Св. Игнатий Антиохийский и его послания.Там же, т.3, 47–71, 149–161; Св. Поликарп Смирн­ский и его послание к филиппийцам.Там же, 301–319; Св. Ерм и его книга “Пастырь”.Там же, 1896, янв., 76–142.Отд. оттиск: Казань, 1895, 277 с.

Писарев Л.И. О руководительных началах христианского ведения по учению мужей апостольских.ПС 1914, №6, 1026–1081; Христологическое учение мужей апостольских.Там же, 7/8, 85–136; О спасении по учению мужей апостольских.Там же, 10, 327–401; Экклезиология мужей апостольских.Там же, 12, 591–668; Учение мужей апостольских об иерархии.Там же, 1915, т.1, №1, 90–188; Эсхатология мужей апостольских.Там же, 2, 255–277. Эти статьи вошли в кн.: Писарев Л.И. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т.1. Век мужей апостольских (I и начало II века). Казань, 1915. XVI, 673, XXI, II с. Рец.: Еп. Анатолий (Грисюк А.). Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) “Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т.1. Век мужей апостольских” (…) Каз., 1915; митр. Макарий (Булга­ков). [То же]. Казань, 1917. 1–32, 33–42; Пономарев П. Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) Очерки (…). Казань, 1917. 25 с.

Флоровский Г., прот. Отцы первых веков [из лекций по патрологии].Вестник РХД, №145 (III–1985), 5–31 (Св. Игнатий Ант. и Поликарп Смирн.). Отд. изд.: Георгий (Флоровский), прот. Отцы первых веков. Кировоград, 1993. (Отцы первых веков: 5–28 [переизд. статей из Вестника РХД]; Евхаристия и соборность: 29–41). То же как прилож. в кн.: Он же. Восточные отцы IV–VIII в. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1999. Приложение 1, с. 5–31 (пагин. 3-я).

Керн К., архим. Св. Климент Римский (из лекций по патрологии).Вестник РХД, №150 (II–1987), 20–32; Из лекций по патрологии: Послание Псевдо-Варнавы; “Пастырь” Ерма.Там же, №151 (III–1987), 43–63. Статьи переизданы в “Патрологии” (Керн 1996).

БиблиЯ

Леонардов Д. Учение о богодухновенности св. Писания мужей апостольских.ВиР 1898, т.1, ч.1, №5, 286–302 (Варнав. 288–292, Клим. 292–295, Ерм. 295–296, Игн. 296–298, Пол. 298–299, ­Диогн. 299–300).

{С. 559} The New Testament in the Apostolic Fathers. Oxford, 1905 (Oxford Society of Historical Theology).

Köster H. Synoptische Überlieferung bei den Apostolischen Vätern. Berlin, 1957 (TU 65).

Merkel H. Die Pluralität der Evangelien als theologisches und exe­getisches Problem in der Alten Kirche (TrCh 3). Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1978. 172 S. (Франц. вариант: La pluralité des Évangiles comme problème théologique et exégétique dans l’Église ancienne).

Massaux E. Influence de l’Evangile de saint Matthieu sur la littérature chrétienne avant saint Irénée. Louvain, 1986 (BETL 75).

Saxer V. Bible et Hagiographie. Textes et thèmes bibliques dans les Actes des Martyrs authentiques des premiers siècles. Bern, 1986.

Köhler W.D. Die Rezeption des Matthäusevangeliums in der Zeit vor Irenäus. Tübingen, 1987 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament, 2. Series 24).

The New Testament in Early Christianity. La réception des écrits néotestamentaires dans le christianisme primitif / Ed. J.-M. Sevrin [et al.]. Louvain, 1989 (BETL 86).

Rebell W. Neutestamentliche Apokryphen und Apostolische Väter. München, 1992.

Norelli E. (ed.) La Bibbia nell’antichità cristiana. I. Da Gesù a Origene. Bologna, 1993 (La Bibbia nella storia 15/1).

Derrett J.D.M. Scripture and Norms in the Apostolic Fathers.ANRW II.27.1, 649–699.

di Marco A.-S. La recenzione del Nuovo Testamento nei padri apostolici.ANRW II.27.1, 724–762.

The Use of Sacred Books in the Ancient World / Edd. L.V. Rutgers, P.W. van der Horst, H.W. Havelaar, L.Teugels. Leuven: Peeters, 1998 (Contributions to Biblical Exegesis and Theology 22). 318 p.

van den Boeft J.P., van de Lisdonk M.L. The impact of scripture in early Christianity. Leiden: Brill, 1999 (Supplements to Vigiliae Christianae 44). XIV, 278 p.

Мецгер Б.М. Канон Нового Завета: Возникновение, развитие, значение / Пер. с англ. Д.Гзгзян. М.: ББИ св. ап. Андрея, 1999 (гл.3, 40–73).

Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000 (211–215 Игн. Ант., 243–245 Ерма).

{С. 560}

Экзегетика

[Аноним.] Толкование ветхозаветных книг в период мужей апостольских.ЧОЛДП 1893, кн.9, 117–155.

Longenecker R.N. Biblical exegesis in the apostolic period. Grand Rapids, 1975.

Fiedrowicz M. Prinzipien der Schriftauslegung in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1998 (TrCh 10). 203 S. (Франц. вариант: Principes de l’interprétation de l’Écriture dans l’Église ancienne).

Богословие

Schindler A. Gott als Vater in Theologie und Liturgie der christlichen Antike.Das Vaterbild im Abendland / Hrsg. v. G.Fruehsorge, H.Tellenbach. Stuttgart, 1978, 55–69.

Daniélou J. Théologie du judéo-christianisme. Vol.1. Tournai, 19581 (Paris, 19913) [engl. transl.: A History of Early Christian Doctrine before the Council of Nicaea. Vol.1. London; Philad., 1964; trad. it.: Teologia del giudeo-cristianesimo. Bologna, 1974. На рус. изданы лишь отрывки; давно подготавливавшийся полный рус. пер. этого классического труда пока не вышел].

Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. London, 19723; Idem. Early Christian Doctrines. London, 19581, 501 p. (19775); Cf.: Idem. Altchristliche Glaubensbekenntnisse. Geschichte und Theologie. Göttingen, 1972.

Ferguson E. Eary Christians Speak. Faith and Life in the First Three Centuries. Austin, Tex.: Sweet, 1971.

van Eijk T.H.C. La Résurrection des morts chez les Pères apostoliques. Paris, 1974.

Young (Frances Margaret). The use of sacrificial ideas in Greek Christian writers from the New Testament to John Chrysostom. Cam­bridge [Mass.]: Philadelphia Patristic Foundation, 1979 (Patristic monograph 5). iv, 317 p.

Rordorf W., Schneider A. Die Entwicklung des Traditionsbegriff in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1983 (TrCh 5). 208 S. (Франц. вариант: L’évolution du concept de tradition dans l’Église ancienne).

Lindeskog G. Schöpfer und Schöpfung in den Schriften der Apostolischen Väter.ANRW II.27.1, 588–648.

{С. 561} Skoutšrhj K.B. 'Istor…a dogm£twn. T.1. 'H ÑrqÒdoxh dogmatik¾ par£dosh ka… aƒ paracar£xeij thj kat£ toÚj tre‹j prètouj a„înaj. 'Aq»na, 1998 (Kef. B/: 'H qeolog…a tîn ¢postolikîn patšrwn, s. 161214).

Ангело- и демонологиЯ

Спасский А.А. Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними.БВ 1907, т.2, №6, 357–391.

Daniélou J. Les anges et leurs mission d’après les Pères de l’Eglise. Chevetogne, 1952 (Paris, 19902).

Рассел Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции / Пер. с англ. СПб., 2001. 320 с. (Апост. отцы: 29–46; апологеты и гностики: 47–74).

Carrell P.R. Jesus and the Angels: Angelology and the Christology of the Apocalypse of John. Cambridge; New York; Oakleigh: Cambridge University Press, 1997. XXII, 270 p.

Giesc Ch.A. Angelomorphic Christology: Antecedents and Early Evidence. Leiden: Brill, 1998 (Arbeiten zur Geschichte des antiken Judentums und des Urchristentums 42). XVI, 403 S.

ПневматологиЯ

Martín J.P. El Espiritu Santo en los orígenes del Cristianismo. Estudio sobre I Clemente, Ignacio, II Clemente y Justino Martir. Zürich, 1971.

Георгий Завершинский, диакон. Пневматология мужей апостольских.Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института 7, 2001, 162–183 (без учета обширной ино­странной лит-ры).

Hauschild W.-D. Pneumatologie dans l’Église ancienne [en préparation dans la collection TrCh].

ХристологиЯ

Normann F. CHRISTOS DIDASKALOS. Die Vorstellung von Christus als Lehrer in der christlichen Literatur des ersten und zweiten Jahrhunderts. Münster, 1967.

Grillmeier A. Christ in Christian tradition. Vol.1. From the apostolic age to Chalcedon (A.D. 451). London, 19752 (есть также нем. и франц. варианты).

{С. 562}

АнтропологиЯ

Strucker A. Die Gottesebenbildlichkeit des Menschen in der christlichen Literatur der ersten zwei Jahrhunderte. Münst., 1913.

Schwanz P. Imago Dei als christologisch-anthropologisches Problem in der Geschichte der Alten Kirche von Paulus bis Clemens von Alexan­drien. Halle, 1970 (Arbeiten zur Kirchengeschichte und Reli­gionswissenschaft 2).

Gahbauer F.R. Das anthropologische Model: Ein Beitrag zur Chris­tologie der frühen Kirche bis Chalkedon. Würzburg: Augustinus, 1984. 500 S.

Hamman A.-G. L’homme, image de Dieu. Essai d’une anthropologie chrétienne dans l’Église des cinq premiers siècles. P.: Desclée, 1987. 384 p., 6 ind.

Destro A., Pesce M. Antropologia delle origini cristiane. Roma; Bari, 1997 (Quadrante 78).

СотериологиЯ

Evans (Roger Steven). Soteriologies of early Christianity within the intellectual context of the early Roman empire: Barnabas and Clement of Rome as case studies. 1996. viii, 249 p.

ЭсхатологиЯ

Lohmann H. Drohung und Verheissung. Exegetische Untersuchungen zur Eschatologie bei den Apostolischen Vätern. Berlin; New York, 1989 (Beihefte zur ZNTW 55).

Lona H.E. Über die Auferstehung des Fleisches. Studien zur frühchrist­lichen Eschatology. Berlin; New York, 1993 (Beihefte zur ZNTW 66).

Penna R., ed. Apocaliptica e origini cristiane. Atti del V Convegno di Studi Neotestamentari (Seiano, 15–18 settembre 1993). 1995 (Rivista di Storia Biblica 7/2).

The Jewish apocalyptic heritage in early Christianity / Edited by James C. Vanderkam and William Adler. Assen, Netherlands: Van Gorcum; Minneapolis: Fortress Press, 1996. xii, 286 p. (Compendia rerum Iudaicarum ad Novum Testamentum. Section 3, Jewish traditions in early Christian literature; vol.4).

Lietaert Peerbolte L.J. The Antecedents of Antichrist. A Traditio-Historical Study of the Earliest Christian Views on Eschatological {С. 563} Opponents. London, 1996 (Supplements to the Journal for the Study of Judaism 49). 380 p.

La fine dei tempi. “L’escatologia giudaica e cristiana antica” (Sacrofano 15–17 ottobre 1998).ASes 16/1. 1999.

Escatologia e Scrittura.ASes 17/1. 2000.

Хилиазм

Leclercq H. Millénarisme.Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie XI/1, 1181–1195.

Gry L. Le millénarisme dans ses origines et son développement. Paris, 1934.

Nigg W. Das ewige Reich. Geschichte einer Hoffnung. Zurich; Stutt­gart, 1954 (19672).

Daley B.E. The Hope of the Early Church. A Handbook of Patristic eschatology. Cambridge, 1991.

Heid S. Chiliasmus und Antichrist-Mythos. Eine frühchristliche Kon­troverse um das Heilige Land. Bonn, 1993 (Hereditas 6).

Il millenarismo: testi dei secoli I–II / [introd., testo e trad.] a cura di Nardi (Carlo). Firenze: Nardini, 1995. 271, 3 ind. (Bibl. patristica 27).

Il millenarismo cristiano e i suoi fondamenti scritturistici.ASes 15/1. 1998.

Священник Борис Кирьянов. Богословие Мужей Апостольских: Полное изложение истины о тысячелетнем царстве Господа на земле. СПб., 2001. 302 с. (Ненаучная апология хилиазма).

Литургика, богослужение, молитва

Probst F. Liturgie der esrten drei christlichen Jahrhunderten. Tübingen, 1870.

Probst F. Lehre und Gebet in den drei esrten christlichen Jahrhunderten. Tübingen, 1871.

Смирнов Ф. [впосл. еп. Христофор]. Богослужение христианское со времени апостолов до четвертого века. Киев, 1876 [из ТКДА за 1875 г.] (см. с. 1–39).

Hamman A.-G. Prières des premiers chrétiens. Paris: A.Fayard [1952]. 477 p. (Textes pour l’histoire sacrée 6); англ. пер.: Early Christian prayers / Transl. by Walter Mitchell. Chicago: H.Regnery Co. [1961]; Idem. La prière II. Les trois premiers siècles. Tournai, 1963. Ср.: Hamman A.G. Das Gebet in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1989 (TrCh 7). 234 S. (Франц. ва{С. 564}риант: La prière dans l’Église ancienne). Итал. пер.: La preghiera nella Chiesa antica (TrCh 6). Torino: Società Editrice Internazionale, 1994 (пер. с франц. изд. 1989). 232 p.

Campenhausen H.F. von. Kirchliches Amt und geistliche Vollmacht in den ersten drei Jahrhunderten. Tübingen, 19632.

Galavaris G. Bread and the liturgy. The symbolism of early Christian and Byzantine bread tamps. Madison, 1970.

Rordorf W. Sabbat und Sonntag in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1972 (TrCh 2). 256 S. (Франц. вариант: Sabbat et dimanche dans l’Église ancienne).

Moll H. Die Lehre von der Eucharistie als Opfer. Eine dogmengeschicht­liche Untersuchung vom Neuen Testament bis Irenäus von Lyon. Kölh; Bonn, 1975 (Theophaneia. Beiträge zur Religions- und Kir­chengeschichte des Altertums 26).

Bouley A. From Freedom to Formula. The Evolution of the Eucharistic Prayer from Oral Improvisation to Written texts. Washington D.C., 1981 (Studies in Christian Antiquity 21).

Bradshaw P.F. Daily Prayer in the Early Church. A Study of the Origin and Early Development of the Divine Office. London, 19832.

Rordorf (Willy). Liturgie, foi et vie des premiers chrétiens: études patristiques. Paris: Beauchesne, с1986. 520 p. (Théologie historique 75. Publications de la Faculté de théologie de l’Université de Neuchatel, Suisse; 1) (19882).

Maschke T. Prayer in the Apostolic Fathers.SCent 9, 1992, 103–118.

Mazza E. The Origins of the Eucharistic Prayer. Collegeville/Minnesota, 1995.

Пасха

Cantalamessa R. La Pasqua nella Chiesa antica. Torino, 1978 (TrCh 3). 231 p., indices. Ср.: Cantalamessa R. Ostern in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1981 (TrCh 4). 233 S. (Франц. вариант: La Pâque dans l’Église ancienne).

Апостольское преемство

Ehrhardt A.A.T. The Apostolic Succesion in the First Two Centuries of the Church. London, 1953.

{С. 565}

Пророки и уЧители

Aune D.E. Prophecy in Early Christianity and the Ancient Mediterranean World. Grand Rapids, 1983.

Zimmermann A.F. Die urchristlichen Lehrer. Studien zum Tradenten­kreis der did£skaloi im frühen Urchristentum. Tübingen, 19882 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2.12).

Neymeyr U. Die christlichen Lehrer im zweiten Jahrhundert. Ihre ­Lehrtätigkeit, ihr Selbstverständnis und ihre Geschichte. Leiden, 1989 (VChr, Suppl. 4). 279 S.

Пастырское служение

Д—в. Учение мужей апостольских о пастырском служении.Вятские епархиальные ведомости 1882, №14, 379–395 (неоф.).

Проповедь и катехизациЯ

Певницкий В. Церковная проповедь в век Мужей Апостольских.ТКДА 1876, т.1, 284–329.

Из истории христианской проповеди. Очерки и исследования Антония, еп. Выборгского. СПб., 1892 (см. с. 35–45).

Salzmann (Jorg Christian). Lehren und Ermahnen: zur Geschichte des christlichen Wortgottesdienstes in den ersten drei Jahrhunderten. Tübingen: J.C.B. Mohr, 1994 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament. 2. Reihe; 59). viii, 536 S.

A New History of the Sermon, 1. Preacher and Audience. Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics / Ed. Cunningham M.B., Allen P. London, 1998. 370 p.

Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М.: Св.-Филарет. Моск. высш. правосл. христиан. школа, 2001. 315 с.

Риторика

Handbook of Classical Rhetoric in the Hellenistic Period 330 BCAD 400 / Ed. S.E. Porter. Brill, Leiden, New York, Köln, 1997. XV, 901 p.

{С. 566}

ЭкклезиологиЯ

Plumpe J.C. Mater Ecclesia: An Inquiry into the Concept of the Church as Mather in Early Christianity. Wash.: The Catholic Univ. of America, 1943.

Giles (Edward). Documents illustrating papal authority, A.D. 96–454. London, S.P.C.K., 1952. xxi, 344 p.

Delehaye K. Ecclesia Mater chez les Pères des trois premiers siècles. Paris, 1964. (Unam Sanctam 46). 278 p.

Frank A. Studien zur Ekklesiologie des Hirten, II Klemens, der Didache und der Ignatiusbriefe unter besonderer Berücksichtigung der Idee einer präexistenten Kirche. München, 1975. xxxv, 499 S.

Соборы

Покровский А.И. Соборы древней церкви эпохи первых трех веков. Историко-каноническое исследование. Сергиев Посад, 1914.

Этика

Пясецкий Г. [преподав. семинарии]. О христианском братстве в период мужей Апостольских [Чтение в Орловском Петропавловском Православном Братстве, дополненное].Орловские епархиальные ведомости 1889, №19, 1370–1385; 21, 1497–1515; 23, 1673–1689; 24, 1755–1770.

Meeks W.A. The Moral World of the First Christians. Philadelphia, 1986.

Духовность

Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. Paris, [1930].

Bardy G. La vie spirituelle d’après les Pères des trois premiers siècles. Paris, 1935.

Davison J.E. Spiritual gifts in the Roman church. I Clement, Hermas and Justin Martyr. The University of Iowa Iowa City, 1981 (microfilm). 208 p. [Summary: DA 42, 1982, 4852A].

Омэнн, Джордан (Jordan Aumann). Христианская духовность в католической традиции. Изд-во Святого Креста: Рим; Люблин, 1994. (Духовность ранней церкви, с. 33–46: апост. мужи, жизненный ­уклад христиан).

{С. 567}

Таинства

Крещение

Ysebaert (Joseph). Greek baptismal terminology: its origins and early development. Nijmegen: Dekker & Van de Vegt, 1962. XVIII, 435 p. (Graecitas Christianorum primaeva 1). Bibl.: [IX]–XVIII.

Bertrand D.A. Le baptême de Jésus. Histoire de l’exégèse aux deux premiers siècles. Tübingen, 1973 (Beiträge zur Geschichte der biblischen Exegese 14).

Benoît A., Munier Ch. Die Taufe in der Alten Kirche (1.–3. Jahrhundert). Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1994 (TrCh 9) XCVIII, 276 S. (Франц. вариант: Le Baptême dans l’Église ­ancienne).

Hartman L. Into the Name of the Lord Jesus: Baptism in the Early Church. Edinburgh: T. & T. Clark, 1997 (Studies of the New Testament and Its World). X, 214 p.

Покаяние

Die Busse. Quellen zur Entstehung des altkirchlichen Busswegens /hrsg. und übers. v. Karp (Heinrich). Zürich, 1969. 351 S. Франц. пер.: La Pénitence. Textes et Commentaires des origines de l’ordre péni­tentiel de l’Église ancienne. Neuchâtel, 1970. Итал. пер.: La Peni­tenza. Torino: Società Editrice Internazionale, 1975 (TrCh 1). 350 p.

Alves de Sousa Pio G. A conversão em Clemente de Roma. Metanoia, uma palavra chave.Augustinianum 27, 1987, 33–44 [на португальском языке].

Брак

Preisker H. Christentum und Ehe in den ersten drei Jahrhunderten. Berlin, 1927.

Munier Ch. Ehe und Ehelosigkeit in der Alten Kirche (1.–3. Jahrhundert). Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1987 (TrCh 6). 333 S. (Франц. вариант: Mariage et virginité dans l’Église ancienne). Итал. пер. (с франц.): Matrimonio e verginità nelle chiesa antica. Torino: Società Editrice Internazionale, 1990 (TrCh 4). 300 p.

Церковное устройство

Папков А.А. Писания мужей апостольских (Сведения, заключающиеся в них относительно церковного устройства и управления в послеапостольский век): 1-е Послание св. Климента Римского к {С. 568} Коринфянам (93–95 г.); 2-е Послание св. Климента Римского к Коринфянам (ок. 170 г.); Послание Варнавы (ок. 130 г.).БВ 1911, т.1, №2, 269–296; “Пастырь” Ермы (ок. 140 г.).Там же, №3, 449–466; Послания св. Игнатия Антиохийского и св. Поликарпа Смирнского (ок. 110–125).Там же, т.2, №5, 38–51.

Мищенко Ф.И. Церковное устройство христианских общин (“Парикий”) II-го и III-го века.ТКДА 1908, т.3, №12, 525–574.

Мышцин В.[Н.] Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909.

Jeffers (James Stanley). Conflict at Rome. Social Order and Hierarchy in Early Christianity. Minneapolis: Fortress, 1991. [Ранее защищена как дисертация под названием: Social foundations of early Christianity at Rome. The congregations behind 1 Clement and the Shepherd of Hermas. Univ. of California, Irvine, 1988 (microfilm). 355 p. Summary: DA 49, 1989, 2268A—2269A].

Steimer B. Vertex Traditionis. Die Gattung der altchristlichen Kir­chenordnungen. Berlin; N.Y., 1992 (Beihefte zur ZNTW 63). [Vgl.: Schöllgen G. Der Abfassungszweck der frühchristlichen Kirchenordnungen. Anmerkungen zu den Thesen Bruno Steimers.JbAC 40, 1997, 55–77.]

Религиозный контекст

Klauck H.-J. The religious context of early Christianity. A Guide to Graeco-Roman Religions / Transl. by B.McNeil. Edinburgh: Tandt Clark, 1999. 544 p.

Иудаизм и раннее христианство

Wilde (Robert). The treatment of the Jews in the Greek Christian writers of the first three centuries. Washington: Catholic University of America Press, 1949 (The Catholic University of America. Patristic studies 81). xviii, 239 p.

Goppelt L. Christentum und Judentum im ersten und zweiten Jahrhundert. Gütersloh, 1954.

Simon M. Recherches d’Histoire Judéo-Chrétienne. Paris, 1962 (Études Juives 6).

Testa E. Il simbolismo dei Giudeo-cristiani. Jérusalem, 1962 (1982r).

Simon M. Verus Israel. Etudes sur les relations entre Chrétiens et Juifs dans l’Empire Romain (135–425). Paris, 19642.

Randellini L. La Chiesa dei Giudeo-cristiani. Brescia, 1968 (Studi Biblici 1).

{С. 569} Mancini I. L’Archéologie judéo-chrétienne. Notices historiques. Jéru­salem, 1977 (англ. пер.: Иерусалим, 1970; первое итал. изд.: Иерусалим, 1968).

Manns F. Bibliographie du Judéo-Christianisme. Jérusalem, 1979.

MacLennan R.S. Early Christian texts on Jews and Judaism. Atlanta, 1990 (Brown Judaic Studies 194).

van der Horst P.W. Hellenism-Judaism-Christianity. Essays on Their Interactiыon. Leuven: Peeters, 1990, 1998r (Contributions to Biblical Exegesis and Theology 8). 342 p.

Horbury W. Jewish—Christian relations in Barnabas and Justin Martyr.Jews and Christians: The parting of the ways A.D. 70–135 <…> Tübingen, 1992 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 66), 315–345.

Taylor (Miriam S.) Anti-Judaism and early Christian identity: a critique of the scholarly consensus. Leiden; New York: E.J. Brill, 1995 (Studia post-Biblica 46). 207 p.

Mimouni S.C. Le judéo-christianisme ancien. Essais historiques. Paris, 1998.

Judaism and Christianity in First-Century Rome / Edd. K.P. Donfried, P.Richardson. Grand Rapids/Cambridge: Eerdmans, 1998. XIV, 329 p.

del Verme M. Didaché e origini cristiane: Una bibliografia per lo studio della Didaché nel contesto del giudaismo cristiano.Vetera Christianorum 38, 2001, 5–39 (продолжение следует).

См. также труд Ж.Даниэлу (выходные данные выше, с.560).

Раннее христианство и ЯзыЧеское государство. ПреследованиЯ христиан

Лебедев А.П. О причинах гонений на христиан во II, III и нач. IV века.ПрибТСО 1883, ч.32, 428–466.

Он же. Из истории гонений на христиан во II и III веках.Там же, 1884, ч.33, 3–85, 343–383.

Vogt J. Christenverfolgung I (historisch).RAC II, 1954, 1159–1208.

Last H. Christenverfolgung II (juristisch).RAC II, 1954, 1208–1228.

Moreau J. La persécution du christianisme dans l’empire romain. Paris, 1956. Нем. пер.: Die Christenverfolgung im römisschen Reich. Berlin; New York, 19712.

Grégoire H., Orgels P., Moreau J., Maricq A. Les persécutions dans l’empire romain. Bruxelles, 1964 (Académie Royale de Belgique. {С. 570} Mémoires de la Classe des Lettres et des Sciences Morales et Politiques LVI/5).

Freudenberger R. Das Verhalten der römischen Behörden gegen die Christen im 2. Jahrhundert, dargestellt am Brief des Plinius an Trajan und den Reskripten Trajans und Hadrians. München, 1967.

Gülzow H. Christentum und Sklaverei in den ersten drei Jahrhunderten. Bonn, 1969.

Molthagen J. Der römische Staat und die Christen im zweiten und dritten Jahrhundert. Göttingen, 19752 (Hypomneumata. Untersuchungen zur Antike und zu ihrem Nachleben 28) (19701).

Wlosok A. Rom und die Christen. Zur Auseinandersetzung zwischen Christentum und römischem Staat. Stuttgart, 1970 (Der altsprachliche Unterricht. Reihe XIII, Beiheft 1).

Das frühe Christentum im römischen Staat / Hrsg. von R.Klein. Darmstadt, 1971 (Wege der Forschung 267).

Grant R.M. Early Christianity and Society. New York, 1977.

Benko (Stephen). Pagan Rome and the Early Christians. Bloomington: Indiana University Press, 1984.

Fox (Robin Lane). Pagans and Christians. New York, 1987.

Lampe P. Die stadtrömischen Christen in den ersten beiden Jahrhunderten. Tübingen: Mohr Siebeck, 21989 (19871) (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament. 2. Reihe 18). 457 S. (Eсть англ. пер.).

Clevenot M. Die Christen und die Staatsmacht. Geschichte des Christentums im II. und III. Jahrhundert. Freibourg, 1988.

Jossa G. I cristiani e l’impèrio romano da Tiberio a Marco Aurelio. Napoli, 1991 (Studi sul giudaismo e sul cristianesimo antico 2).

Filoramo G., Roda S. Cristianesimo e società antica. Bari, 1992.

Guyot P., Klein R. (Hsg.) Das frühe Christentum bis zum Ende der Verfolgungen. Eine Dokumentation. Bd.1: Die Christen im heidni­schen Staat. Darmstadt, 1993; Bd.2: Die Christen in der heidnischen Gesellschaft. Darmstadt, 1994 (Texte zur Forschung 60, 62).

Отношение к военной службе

I cristiani e il servizio militare: testimonianze dei primi tre secoli / A cura di E.Pucciarelli. Firenze: Nardini editore, 1987 (Biblioteca patristica 9).

{С. 571}

Отношение к ЯзыЧеской философии

Armstrong A.H., Markus R.A. Christian Faith and Greek Philosophy. London, 1964.

Wolfson H.A. The Philosophy of the Church Fathers. Vol.1. Cambridge Mass., 19642.

(В целом эта тема почти не относится к мужам апостольским, актуализируясь лишь с апологетов.)

ПовседневнаЯ жизнь

Davies J.G. Daily Life in the Early Church. London, 1952 (New York, 19532).

 



[1] Включены в основном иностранные монографии (для первичной ориентации) и труды на русском языке, вышедшие за последнее время и не учтенные в СДХА. Тематическую библиографию работ на русском языке, касаю­щихся не только мужей апостольских, но и ранних апологетов, см.: СДХА 715–756 (в числе исследований, посвященных апологетам и общей церковной истории II–III вв.). Подробную иностранную библиографию можно найти в любой из зарубежных многотомных энциклопедий на ключевое слово. В данный раздел включены работы, охватывающие произведения многих авторов (исследования, посвященные какому-либо одному автору, можно найти в следующем разделе).