На главную страницу

 

К оглавлению ПМА

 

 

© А. Г. Дунаев. Все права защищены. Копирование в сети Интернет только с разрешения автора. Копирование для частного некоммерческого использования без ограничений.

 

Особый шрифт отсылает к Списку сокращений.

 

 

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Болотов 1910 = Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т.2. СПб., 1910 (М., 1994р, 2001п).

Болотов 1917 = Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т.4. СПб., 1917 (М., 1994р).

Васильев 1904 = Васильев А. Агапий Манбиджскийхристианский арабский историк X века.Византийский Временник 11, 1904, 574–587.

Вдовиченко 1999 = Вдовиченко А. Древнееврейский нарративный синтаксис в языке Септуагинты и Нового Завета. Краткое изложение.Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института 4, 1999, 58–88.

Вдовиченко 2000 = Вдовиченко А. Традиционный литературный язык Евангелий: новая модель описания. Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2000, 213–249.

Витковские 2000 = Апокрифические апокалипсисы / Переводы, вступ. статья и комментарии Марии Витковской, Вадима Витков­ского. СПб., 2000.

Герд 1995 = Герд Л.А. Еп. Порфирий Успенский: из эпистолярного наследия.Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995, [вып.1], 8–21.

Герцман 1996 = Герцман Е.В. В поисках песнопений греческой церкви: Преосвященный Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб., 1996.

Грилихес 1999 = Священник Леонид Грилихес. Археология текста: Сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1999.

Грилихес 2000 = Священник Леонид Грилихес. Реконструкция коммуникативной ситуации создания и первоначального функциони­рования двух первых канонических Евангелий.Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2000, 200–212.

Деревенский 1998 = Иисус Христос в документах истории / Сост., статья и комм. Б.Г. Деревенского. СПб., 19981 (и три послед. переизд. с дополн.). Рец.: ВДИ 2002, 1, 189–201.

Дмитириевский 1906 = Дмитириевский А.А. Еп. Порфирий Успен­ский как инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского Востока (По поводу столетия его со дня рождения). СПб., 1906 (Сообщ. Имп. Прав. палест. О-ва, 1905, т.16).

Дмитриевский 1889 = Дмитриевский А.А. Путешествие по Востоку и его научные результаты (Официальный отчет).ТКДА 1889, №5, 103–134 (и продолж.).

Дойель 1980 = Дойель Л. Завещанное временем: Поиски памятников письменности / Пер. с англ. Э.А. Маркова. Предисл., примеч. и общая редакция Я.В. Василькова. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1980.

Дунаев 2002 = Преп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. graec. 694) / Изд. подг. А.Г. Дунаев. М., 2002.

Иванов—Топоров 1992 = Иванов В.В., Топоров В.Н. Лев.Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.2. М., 1992, 41–42.

Иннокентий (Павлов) 1996 = Учение двенадцати апостолов / Введение В.С. Соловьева (к изд. 1886 г.). Перев. с греч., вводная статья и коммент. игумена Иннокентия (Павлова). М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996.

Иннокентий (Павлов) 2000 = Иннокентий (Павлов), игумен. ­Александрийский кодекс.Православная энциклопедия. Т.1. ААлексий Студит. М., 2000, 594–595.

Карашев 1896 = Карашев А.[Ф.] О новооткрытом памятнике “Учение 12 Апостолов” <…> М., 1896.

Керн 1934 = Архим. Киприан (Керн). О. Антонин Капустин, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Белград, 1934 (М., 1997п).

Керн 1996 = Архим. Киприан (Керн). Патрология. Париж; Москва, 1996.

Кожевников 1909 = Кожевников В.А. Мысли об изучении святоотеческих творений / Цит. по переизд. в кн.: Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999, 688–709.

Козаржевский 1985 = Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.

Левинская 1999 = Левинская И.А. Деяния апостолов. Главы I–VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999.

Любкер 1884 = Любкер Фр. Реальный словарь классической древности. СПб.; М., 1884.

Макарий 1857 = Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т.2. СПб., 18572 (1993р).

Макарий 1994 = Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн.1. М., 1994.

Мецгер 1996 = Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета: Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996.

Мецгер 1999 = Мецгер Б.М. Канон Нового Завета: Возникновение, развитие, значение. М., 1999.

Муретов 1917 = Муретов М.Д. “Раб Божий” (Ис. 50; 52).БВ 1917, №1–3.

Мышцин 1905 = Мышцин В.Н. Раб Иеговы (Ис. 40–66).БВ 1905, т.2, 425–435.

Никодим 1911 = Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1–2. СПб., 1911–1912 (М., 1994р и др.).

Порфирий 1856а = Первое путешествие архим. Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1845 году. СПб., 1856.

Порфирий 1856b = Второе путешествие архим. Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 году. СПб., 1856.

Порфирий 1862 = Порфирий Успенский. Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный, и весь Новый Завет, с посланием св. ап. Варнавы и книгою Ермы. СПб., 1862. [2], 29 с.

Порфирий 1865 = Порфирий Успенский. Письмо к Константину Тишендорфу (Петербург 1864 г., 23 февр.).ТКДА 1865, №11, 429–436 (и отдельно).

Порфирий 1910 = Материалы для биографии еп. Порфирия Успен­ского. Т.2. Переписка / Изд. Имп. Ак. Наук под ред. П.В. Безобразова. СПб., 1910. 1037 с., указ.

Приселков 1888 = Приселков А. Обозрение Посланий св. Климента, еп. Римского, к Коринфянам. Вып.1. Обозрение Первого послания. СПб., 1888.

Ранович 1990 = Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990 (Б-ка атеист. лит.) (переизд. книг 1933 и 1935 г.).

Сергий 1997 = Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 1–3. М., 1997 (репринт изд. 1901 г., но не в 2-х, а в 3-х т.)

Сидоров 2000 = Сидоров А.И. Актуальные проблемы современной патрологической науки в России (тезисы выступления).Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2000, 258–260.

Сырку 1891 = Описание бумаг еп. Порфирия Успенского, пожертвованных им в Имп. Ак. Наук по завещанию / Составлено по поручению Ак. Наук П.Сырку. Приложение к 64-му тому Записок Имп. Ак. Наук. СПб., 1891, 399–408.

Троицкий 1912 = Троицкий В. Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912 (М., 1997р).

Фаррар 1891 = Фаррар Ф.В. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви. Перев. с англ. А.П. Лопухина. СПб., 18911 (т. 1–2. СПб., 1902–19032; М., 2001р).

Филарет 1859 = Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т.1. СПб., 1859 (Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1996р и др.).

Фонкич 2001 = Фонкич Б.Л., Э.П.Г. Антонин (Капустин).Православная энциклопедия. Т.2 (Алексий, человек БожийАнфим Анхиальский). М., 2001, 684–686.

Aldridge 1999 = Aldridge R.E. The lost ending of the Didache.VChr 5, 1999, 1–15.

Baarda 1982 = Baarda T. 2 Clement 12 and the Sayings of Jesus.Logia; Les paroles de JésusThe Sayings of Jesus / Ed. by J.Delobel. Leuven, 1982, 526–556.

Baldwin 1985 = Baldwin B. Leopards, Roman soldiers and the Historia Augusta.Illinois Classical Studies 10, 1985, 281–283.

Bammel 1996 = Bammel E. Pattern and Prototype of Didache 16.The Didache in Modern Research / Ed. J.A. Draper. Leiden, New-York, Köln, 1996 (Arbeiten zur Geschichte des antiken Judentums und des Urchristentums 37), 364–372.

Barbel 1964 = Barbel J. Christos Angelos: die Anschauung von Christus als Bote und Engel in der gelehrten und volkstümlichen Literatur des christlichen Altertums. Bonn, 19642.

Barnes 1981 = Barnes T.D. Constantine and Eusebius. Cambridge, Mass.; London, 1981.

Becker 1910 = Becker E. Konstantin der Große, der “neue Moses”. Die Schlacht am Pons Milvius und die Katastrophe am Schilfmeer.Zeitschrift für Kirchengeschichte 31, 1910, 161–171.

Bertrand 1987 = Bertrand D.A. La Vie grecque d’Adam et Ève / Introduction, texte, traduction et commentaire. Paris, 1987 (Recherches intertestamentaires 1).

Brothers 1966 = Brothers J.T. The interpretation of pa‹j qeoà in Justin Martyr’s Dialogue with Trypho.Studia Patristica 9 (TU 94). B., 1966, 127–138.

Brown—Gesenius 1952 = A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament with an Appendix containing the Biblical Aramaic based on the Lexicon of W.Gesenius as translated by E.Robinson / Ed. by F.Brown with the co-operation of S.R. Driver, Ch.A. Briggs. Oxford, 1952 (1991r).

Bühner 1983 = Bühner J.A. pa‹j.Exegetisches Wörterbuch zum Neuen Testament 3. Stuttg., 1983, 11–14.

Burini 1982 = Burini C. Il ringraziamento “anzitutto per il calice”, Didachè 9, 1–2a.Atti della Settimana Sangue e antropologia Biblica nella patristica (Roma, 23–28 novembre 1981). T.II. Roma: Centro Studi Sanguis Christi, 1982, 331–352.

Buschmann 1994 = Buschmann G. Martyrium PolycarpiEine form­kritische Studie. Ein Beitrag zur Frage nach der Entstehung der Gattung Märtyrerakte. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1994 (Beihefte zur ZNTW. Hrsg. v. E.Gräßer. Bd.70).

Buschmann 1998 = Das Martyrium des Polykarps / Übersetzt und erklärt von Gerd Buschmann. Göttingen, 1998.

Cambe 1993 = Cambe M. La Predication de Pierre (ou: le Kerygma de Pierre).Apocrypha 4, 1993, 177–195.

Chase 1912 = Chase F.H. On prhn¾j genÒnmenoj in Acts 1, 18.JThS 13, 1911–1912, 278–285.

Collins 1993 = Collins J.J. Daniel: A Commentary on the Book of Daniel. With an essay “The influence of Daniel on the New Testament” by Adela Yabro Collins / Ed. by F.M. Cross. Minneapolis, 1993 (Hermeneia: A Critical and Historical Commentary on the ­Bible).

Couilleau 1977 = Couilleau G. L’ “alliance” aux origines du monachisme égyptien.Collectanea Cisterciensia 39, 1977, 170–193.

Cowe 1992 = Cowe (S. Peter). The Armenian Version of Daniel. Atlanta, GA, 1992 (University of Pennsylvania. Armenian Texts and Studies, [9]).

Cowley 1983 = Cowley R.W. The Traditional Interpretation of the Apocalypse of St John in the Ethiopian Orthodox Church. Cambridge, 1983 (University of Cambridge. Oriental Publications 33).

Daniélou 1966 = Daniélou J. Études d’exégèse judéo-chrétienne. (Les Testimonia). Paris, 1966 (Théologie historique 5).

Daniélou 1991 = Daniélou J. Histoire des doctrines chretiennes avant Nicée. I. Théologie du judéo-christianisme. Paris, 19912.

Davis 1995 = Davis C. The Didache and Early Monasticism in the East and West.Didache in Context 1995, 352–367.

de Vito 1974 = de Vito J. The leopards of Ignatius of Antioch (Romans 5.1).The Classical Bulletin 50, 1973–1974, 63.

Dehandschutter 1979 = Dehandschutter B. Martyrium Polycarpi. Een literair-kritische Studie. Louvain, 1979 (BETL 52).

Dehandschutter 1990 = Dehandschutter B. A “new” text of the Martyrdom of Polycarp.Ephemerides Theologicae Lovanienses 66, 1990, 391–394.

Dehandschutter 1993 = Dehandschutter B. The Martyrium Polycarpi: a Century of Research.ANRW II. 27. 1, 485–522.

del Verme 1993 = del Verme M. The Didache and Judaism: the ¢par­c» of Didache 13, 3–7.Studia Patristica 26, 1993, 113–120.

del Verme 2001 = del Verme M. Didaché e origini cristiane: Una bibliografia per lo studio della Didaché nel contesto del giudaismo cristiano.Vetera Christianorum 38, 2001, 5–39 (продолжение следует).

di Lella 1977 = di Lella A.A. The Book of Daniel. Garden City, NY, 1977 (The Anchor Bible 23).

Didache in Context 1995 = The Didache in Context. Essays on Its Text, History, and Transmission / Ed. C.N. Jefford. Leiden: Brill, 1995 (Supplements to Novum Testamentum 77). 422 p.

Dihle 1962 = Dihle A. Die Goldene Regel. Eine Einführung in die Geschichte der antiken und frühchristlichen Vulgärethik. Göttingen, 1962.

Dinkler 1962 = Dinkler E. Kreuzzeichen und Kreuz. Tav, Chi und Stauros.JbAC 5, 1962, 93–112 [перепечатано с дополнением в: Idem. Signum Crucis. Aufsätze zum Neuen Testament und zur Christ­lichen Archäologie. Tübingen, 1967, 26–54].

Donadoni 1975 = Donadoni S. Les graffiti de l’église de Sonqi Tino.Nubia. Récentes recherches. Actes du colloque nubiologique international au Musée National de Varsovie. 19–22 juin 1972 / Sous la rédaction de K.Michaщowski. Varsovie, 1975, 31–39.

Draper 1993 = Draper J.A. The Development of “The Sign of the Son of Man” in the Jesus Tradition.New Testament Studies 39, 1993, 1–21.

Draper 2000 = Draper J.A. Ritual Process and Ritual Symbol in Dida­che 7–10.VChr 54, 2000, 121–158.

Ehrman 1983 = Ehrman B.D. The New Testament canon of Didymus the Blind.VChr 37, 1983, 1–21.

Fischer 1974–1975 = Fischer J. A. Die ältesten Ausgaben der Patres Apostolici. Ein Beitrag zu Begriff und Begrenzung der Apostolischen Väter.Historisches Jahrbuch 94, 1974, 157–190; 95, 1975, 88–119.

Fischer 1981 = Fischer J.A. Die Ausgabe der Apostolischen Väter durch Thomas Ittig.Überlieferungsgeschichtliche Untersuchungen (TU 125). Berlin, 1981, 197–207.

Folgado Flórez 1978 = Folgado Flórez S. La Iglesia, anterior a los siglos en el Pastor de Hermas.La Ciudad de Dios 191, 1978, 365–391.

Frank 1978 = Frank K.S. Malachie 1, 10 ff. in der frühen Väterdeu­tung. Ein Beitrag zu Opferterminologie und Opferverständnis in der alten Kirche.Theologie und Philosophie 53, 1978, 70–78.

Glare 1982 = Oxford Latin Dictionary / Ed. by P.G.W. Glare. Ox­ford, c1982, 1994r.

Goetz 1928 = Goetz G. Papias von Hierapois oder der Glottograph?ZNTW 27, 1928, 348.

Gordon 1974 = Gordon R.P. Targumic parallels to Acts XIII, 18 and Didache XIV, 3.Novum Testamentum. An international Quarterly for New Testament and related Studies (Leiden, Brill) 16, 1974, 285–289.

Gregory 1983 = Gregory J.C. The chiliastic hermeneutic of Papias of Hierapolis and Justin Martyr compared with later patristic chiliasts. [Dissertation, microfilm]. Baylor Univ. Waco, TX, 1983. 360 p. [Summary: DA 44, 1983, 778A—779A].

Hahn 1974 = Hahn (Ferdinand). Prophetie und Lebenswandel. Bemer­kungen zu Paulus und zu zwei Texten der Apostolischen Väter.Neues Testament und Ethik: Festschrift für Rudolf Schnackenburg. Freiburg, 1974, 527–537.

Halperin 1988 = Halperin D.J. The Faces of the Chariot. Early Jewish Responses to Ezekiel’s Vision. Tübingen, 1988 (Texte und Studien zum antiken Judentum 16).

Hamman 1963 = Hamman A. La prière II. Les trois premiers siècles. Tournai, 1963.

Hill 1998 = Hill C.E. What Papias said about John (and Luke): A ‘new’ Papian fragment.JThS, N.S. 49 (2), 1998, 582–629.

Jefford 1989 = Jefford C.N. The Sayings of Jesus in the Teaching of the Twelwe Apostles. Leiden: Brill, 1989 (VChr, Supplements 11).

Jefford 1990 = Jefford C.N. An Ancient Witness to the Apostolic Decree of Acts 15?Proceedings: Eastern Great Lakes and Mid­west Biblical Societies 10, 1990, 204–213.

Jefford 1992 = Jefford C.N. Tradition and Witness in Antioch: Acts and Didache 6.Perspectives in Religious Studies 19, 1992, 409–419.

Jonge 1979 = Jonge H.J. de. bÒtruj bo»sei. The Age of Kronos and the Millenium in Papias of Hierapolis.Studies in Hellenistic Religion / Hrsg. v. M.J. Vermasern. Leiden, 1979, 37–49.

Jouassard 1957 = Jouassard G. Le groupement des Pères dits apostoliques.Mélanges de Science Religieuse 15, 1957, 129–134.

Kazhdan 1987 = Kazhdan A. “Constantin Imaginaire”. Byzantine Le­gends of the Ninth Century About Constantine the Great.Byzantion 57, 1987, 196–250.

Kern 1957 = Kern C. Les traductions russes des textes patristiques. Ed. de Chevetogne, 1957.

Kloppenborg 1979 = Kloppenborg J.S. Didache 16, 6–8 and special Matthean tradition.ZNTW 70, 1979, 54–67.

Koch 1987 = Koch K. Deuterokanonische Zusätze zum Danielbuch. Entstehung und Textgeschichte. 2 Bde. Kevelaer, Neukirchen, Vluyn, 1987 (Alter Orient und Altes Testament 38).

Körtner 1983 = Körtner U.H.J. Papias von Hierapolis: Ein Beitrag zur Geschichte des frühen Christentum. Göttingen, 1983 (Forschungen zu Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments 133).

Körtner—Leutzsch 1998 = Körtner U.H.I., Leutzsch M. Papiasfragmente. Hirt des Hermas, eingeleitet, herausgegeben und erläutert. Darmstadt, 1998 (Schriften des Urchristentums. Dritter Teil).

Kürzinger 1983 = Kürzinger J. Papias von Hierapolis und die Evangelien des Neuen Testaments. Regensburg, 1983.

Labriolle 1928 = Labriolle P. de. Paroecia.Recherches de Science Religieuse 18, 1928, 60–72.

le Boulluec 1985 = le Boulluec A. La notion de l’hérésie dans la littérature grecque, IIe–IIIe siècles, I. de Justin à Irénée. Paris, 1985.

Leuken 1898 = Leuken W. Michael. Eine Darstellung und Vergleichung der jüdischen und der morgenländisch-christlichen Tradition vom Erze­ngel Michael. Göttingen, 1898.

Levison 1988 = Levison J.R. Portraits of Adam in Early Judaism. From Sirach to 2 Baruch. Sheffield, 1988 (Journal for the Study of the Pseudepigrapha. Suppl. Ser., 1).

Lightfoot 1889 = The Apostolic fathers. Clement, Ignatius, and Polycarp / Revised Texts with Introductions, Notes, Dissertations, and Translations. Edited and Translated by J.B. Lightfoot. Second Edition. 2 Parts in 5 Volumes. Part two. Ignatius & Polycarp. Volume 2. USA, Hendrickson Publishers, 1989r (18851, 1889–18902).

Linder 1916 = Linder J. Papias und die Perikope von der Ehebrecherin (Joh. 7, 538, 11) bei Agapius von Mambig¾.Zeitschrift für katholische Theologie 40, 1916, 191–199.

Löfgren 1936 = Löfgren O. Studien zu den arabischen Danielübersetzungen mit besonderer Berücksichtigung der christlichen Texte. Kritik des Peschittatextes. Uppsala, 1936 (Uppsals Universitets Årsskrift 1936: 4).

Luca 1988 = Luca S. Manoscritti greci dimenticati della Biblioteca Vallicelliana.Augustinianum 28, 1988, 661–702.

Lust 1993 = Lust J. The Septuagint Version of Daniel 4–5.The Book of Daniel in the Light of New Findings / Ed. A.S. van der Woude. Leuven, 1993 (BETL 106), 39–53.

Luzzi 1993 = Luzzi A. Il dies festus di Costantino il Grande e di sua madre Elena nei libri liturgici della Chiesa Greca.Costantino il Grande dall’antichità all’umanesimo. Colloquio sul Cristianesimo nel mondo antico. Macerata, 18–20 Dicembre 1990 / A cura di G.Bona­mente, F.Fusco. T.II. Macerata, 1993 (Università degli studi di Macerata. Facoltà di lettere e filosofia, 67; Atti, 21), 585–643.

Mach 1992 = Mach M. Entwicklungsstadien des jüdischen Engelglaubens in vorrabinischer Zeit. Tübingen, 1992 (Texte und Studien zum antiken Judentum 34).

Magne 1974 = Magne J. Klasma, sperma, poimnion. Le vœu pour le rassemblement de Didachè IX, 4.Mélanges d’histoire des religions offerts à Henri-Charles Puech. Paris, 1974, 197–208.

Mango 1990a = Mango C. Constantine’s Mausoleum and the Translation of Relics.Byzantinische Zeitschrift 83, 1990, 51–62.

Mango 1990b = Mango C. Constantine’s Mausoleum: Addendum.Byzantinische Zeitschrift 83, 1990, 434.

Manns 1977 = Manns F. Reflexions à propos d’Apocalypse 12.Idem. Essais sur le Judéo-Christianisme. Jérusalem, 1977 (Studium Biblicum Franciscanum. Analecta 12), 61–68.

Martinez 1992 = García Martinez F. The Book of Giants.Idem. Qumran and Apocalyptic. Studies on the Aramaic Texts from Qumran. Leiden, N.Y., Köln, 1992 (Studies on the Texts of the Desert of Judah, 9), 91–115.

Mazza 1978 = Mazza E. Didache IX–X: Elementi per una interpre­tazione eucaristica.Ephemerides Liturgicae 92, 1978, 393–419.

Mazza 1983 = Mazza E. Omelie pasquali e birkat ha-mazon; fonti dell’anafora di Ippolito?Ephemerides liturgicae 97, 1983, 409–481.

Mazza 1986 = Mazza E. L’Eucaristia di I Corinzi 10, 16–17 in rapporto a Didache 9–10.Ephemerides Liturgicae 100, 1986, 193–223.

Merino 1984 = Diez Merino L. Los “vigilantes” en la literatura intertestamentaria.Simposio biblico español (Salamanca, 1982) / Editado por N. Fernandes Marcos, J. Trebolle Barrera, J. Fernandez Vallina. Madrid, 1984, 575–609.

Milavec 1994 = Milavec A. Distinguishing True and False Prophets: The Protective Wisdom of the Didache.Journal of Early Christian Studies 2, 1994, 117–136.

Milavec 1995 = Milavec A. The Saving Efficacy of Burning Process in Didache 16, 5.Didache in Context 1995, 131–155.

Moore 1977 = Moore C.A. Daniel, Esther and Jeremiah. The Additions. Garden City, NY, 1977 (The Anchor Bible 44).

Murray 1984 = Murray R. The Origin of Aramaic cir, Angel.Orientalia [Roma] 53, 1984, 303–317.

Murray 1999 = Murray R. “Circumcision of heart” and the origins of the Qyâmâ.After Bardaisan. Studies on Continuity and Change in Syriac Christianity in Honour of Professor Han J.W. Drijvers / Ed. by G.J. Reinink, A.C. Klugkist. Leuven, 1999 (Orientalia Lovaniensia Analecta 89), 201–211.

Nagel 1974 = Nagel M. La Vie grecque d’Adam et Ève. Apocalypse de Moïse. Thèse présentée devant l’Université de Strasbourg II le 10 juin 1972. Lille: Service de reproduction des thèses, 1974. I-re partie: L’Histoire du texte. T.I: Histoire du texte. T.II: Notes sur l’Histoire du texte. II-ème partie. T.III: Édition du texte avec synopse de toutes les variantes.

Niederwimmer 1995 = Niederwimmer K. Der Didachist und seine Quellen.Didache in Context 1995, 15–36.

Niederwimmer 1998 = The Didache: a Commentary / by Kurt Nieder­wimmer; transl. by Linda M. Maloney; ed. by Harold W. Attridge. Ed. Augsburg Fortress, 1998.

Nikitas 1981 = Nikitas D. Pap…aj'OlÒbwloj.Buzantiak£ 1, 1981, 61–66.

Orbaёn 1990 = Orbaёn A.P. Martyrium Polycarpi.Atti e Passioni dei Martiri / Ed. A.A.R. Bastiaensen. Fondazione Lorenzo Valla, 1987 (19902). 3–31, 373–383.

Pardee 1995 = Pardee N. The Curse that Saves (Didache 16, 5).Didache in Context 1995, 156–176.

Patterson 1995 = Patterson S.J. Didache 11–13: The Legacy of Radical Itinerancy in Early Christianity.Didache in Context 1995, 313–329.

Patterson—Jefford 1989–1990 = Patterson S.J., Jefford C.N. A Note on Didache 12, 2a (Coptic).SCent 7, 1989–1990, 65–75.

Peradze 1932 = Peradze G. Die “Lehre der zwölf Apostel” in der georgischen Überlieferung.ZNTW 31, 1932, 111–116.

Prete 1980 = Prete S. In incorruptibilitate (¢fqars…a) Spiritus s. (Mart. Polyc. 14, 2).Augustinianum 20, 1980, 509–521.

Prigent 1959 = Prigent P. Apocalypse 12. Histoire de l’éxègese. Tübingen, 1959 (Beiträge zur Geschichte der biblischen Exegese 2).

Prigent 1981 = Prigent P. L’Apocalypse de Saint Jean. Lausanne, Paris, 1981 (Commentaire du Nouveau Testament 14).

Resch 1905 = Resch G. Das Aposteldecret nach seiner ausserkano­nischen Textgestalt. Leipzig, 1905 (TU 28/3).

Riggs 1984 = Riggs J.W. From gracious table to sacramental elements. The tradition history of Didache 9 and 10.SCent 4, 1984, 83–101.

Riggs 1995 = Riggs J.W. The Sacred Food of Didache 9–10 and Second-Century Ecclesiologies.Didache in Context 1995, 256–283.

Rius-Camps 1989 = Rius-Camps J. Ignacio de Antioquia, testigo ocular de la muerte y resurreccion de Jesus?Biblica 70, 1989, 449–473.

Rordorf 1996a = Rordorf W. Baptism according to the Didache.The Didache in Modern Research / Ed. J.A. Draper. Leiden, New-York, Köln, 1996 (Arbeiten zur Geschichte des antiken Judentums und des Urchristentums 37), 212–222.

Rordorf 1996b = Rordorf W. Le preghiere della cena in Didachè 9–10: un nuovo ‘status quaestionis’.Litugria ed evangelizzazione nell’epoca dei Padri e nella Chiesa del Vaticano II. Studi in onore di Enzo Lodi. Bologna, 1996, 55–76. Нем. вариант: Die Mahlgebete in Didache Kap. 9–10. Ein neuer Status quaestionis.VChr 51, 1997, 229–246.

Saddington 1987 = Saddington D.B. St. Ignatius, leopards, and the Roman army.JThS 38, 1987, 411–412.

Salvarani 1986 = Salvarani B. L’Eucaristia di Didachè IX–X alla luce della Teologia giovannea: un’ ipotesi.Rivista Biblica 34, 1986, 369–390.

Schäfer 1980 = Schäfer P. Engel und Menschen in der Hekhalot-Literatur.Kairos 22, 1980, 201–225 [= Idem. Hekhalot-Studien. Tübingen, 1988 (Texte und Studien zum antiken Judentum 19), 250–276].

Schmid 1955 = Schmid J. Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes. I. Der Apokaplypse-Kommentar des Andreas von Kaisareia. 1. Text. München, 1955 (Münchener theologische Studien. I. Historische Abteilung. 1. Ergänzungsband).

Schmid 1956 = Schmid J. Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes. I. Der Apokaplypse-Kommentar des Andreas von Kaisareia. 1a. Einleitung. München, 1956 (Münchener theologische Studien. I. Historische Abteilung. 1. Ergänzungsband).

Schmitt 1992 = Schmitt A. Die griechischen Danieltexte (“q/” und o/) und das Theodotionproblem.Biblische Zeitschrift 36, 1992, 1–29.

Schoedel 1993 = Schoedel W.R. Papias.ANRW II.27.1, 235–270.

Schoellgen 1985 = Schoellgen G. Die Didache, ein frühes Zeugnis für Landgemeinden?ZNTW 76, 1985, 140–143.

Siegert 1981 = Siegert F. Unbeachtete Papiaszitate bei armenischen Schriftstellern.New Testament Studies 27, 1981, 605–614.

Stommel 1953 = Stommel E. Semeion ekpetaseos (Didache 16, 6).Römische Quartalschrift 48, 1953, 21–42.

Stone 1996 = Stone M.E. Armenian Apocrypha relating to Adam and Eve. Edited with introductions, translations and commentary. Leiden, N.Y., Köln, 1996 (Studia in Veteris Testamenti Pseudepigrapha 14).

Strack—Billerbeck 1926 = Kommentar zum Neuen Testament aus Tal­mud und Midrasch von H.L. Strack und P.Billerbeck. Bd.3. Die Briefe des Neuen Testaments und die Offenbarung Johannis. Mün­chen, 19858 (19261).

Stuckenbruck 1994 = Stuckenbruck L.T. Angel Veneration and Christo­logy. A Study in Early Judaism and the Christology of the Apocalypse of John. Tübingen, 1994 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament, II/70).

Stuiber 1981 = Stuiber A. Die drei shme‹a von Didache XVI.JbAC 24, 1981, 42–44.

Taylor 1994 = Taylor R.A. The Peshitðta of Daniel. Leiden, N.Y., Köln, 1994 (Monographs of the Peshitðta Institute, Leiden; 7)

Tekeyan 1939 = Tekeyan P. Controverses christologiques en Arméno-Cilicie dans la seconde moitié du XIIe siècle (1165–1198). Rome, 1939 (Orientalia Christiana Analecta 124).

The Interpreter’s Bible 1954 = The Interpreter’s Bible in twelwe vo­lumes. Vol.9. The Acts of the Apostles; The Epistle to the Romans. Nashville: Abingdon Press, с1954, с1982. Print. 199142.

Thiede 1996 = Thiede (Carsten Peter). Jésus selon Matthieu: La nouvelle datation du papyrus Magdalen d’Oxford et l’origine des Évan­giles. Examen et discussion des dernières objections scientifiques. P.: François-Xavier de Guibert, 1996.

Thompson 2002 = Thompson L.L. The Martyrdom of Polycarp: Death in the Roman Games.Journal of Religion 82 (1), 2002, 26–52.

Tidwell 1999 = Tidwell N.L.A. Didache XIV, 1 (kat¦ kuriak¾n d kur…ou) revisited.VChr 53, 1999, 197–207.

Tromp 1992 = Tromp J. The Assomption of Moses. A Critical Edition and Commentary. Proefschrift ter verkrijging van de graad van Doctor aan de rijksuniversiteit te Leiden… Leiden, N.Y., Köln, 1992.

van de Sandt 1992 = van de Sandt H. Didache 3, 1–6: A Transformation of an Existing Jewish Hortatory Pattern.Journal of the Study of Judaism 23, 1992, 21–41.

van Esbroeck 1982 = van Esbroeck M. Legends about Constantine in Armenian.Classical Armenian Culture / Ed. T.Samuelian. Philadelphia, 1982, 79–101.

van Esbroeck 1999a = van Esbroeck M. L’opuscule sur la Croix d’Alexandre de Chypre et sa version géorgienne.Bedi Kartlisa 37, 1979, 102–132.

van Esbroeck 1999b = van Esbroeck M. Hélène à Édesse et la Croix.After Bardaisan. Studies on Continuity and Change in Syriac Christianity in Honour of Professor Han J.W. Drijvers / Ed. by G.J. Reinink, A.C. Klugkist. Leuven, 1999 (Orientalia Lovaniensia Analecta 89), 107–116.

Vokes 1993 = Vokes F.E. Life and order in an early church: the Didache.ANRW II, 27, 1, 209–233.

Winkelmann 1978 = Winkelmann F. Das hagiographischer Bild Konstantins I. in mittelbyzantinischer Zeit.Beiträge zur byzantini­schen Geschichte im 9.–11. Jahrhundert / Hrsg. v. V.Vavøínek. Praha, 1978, 179–203.

Zanetti 1993 = Zanetti U. Costantino nei calendari e sinassari orientali.Costantino il Grande dall’antichità all’umanesimo. Colloquio sul Cristianesimo nel mondo antico. Macerata, 18–20 Dicembre 1990 / A cura di G.Bonamente, F.Fusco. T.II. Macerata, 1993 (Università degli studi di Macerata. Facoltà di lettere e filosofia, 67; Atti, 21), 893–914.

Zimmerli—Jeremias 1967 = Zimmerli W., Jeremias J. pa‹j qeoà.Theological Dictionary of the New Testament 5, 19912r (19671), 654–717.

¢èÖèåÑæ 1995 = ¢èÖèåÑæ ¡.¡. °Ñå-ÒåèòÖÑæÔÑßÑæÕßÕâÕñÑßÑæ ÒÑæÑßñÛÙåèòææÕðÛ îÑîÕðÑÓðÕðØ. ¥ð÷Ñæ, 1995 [Бозоян А.А. Документы армяно-византийских церковных переговоров (1165–1178 гг.). Ереван, 1995].