К оглавлению Библиографии исихазма

 

К словнику по греческой патрологии

 

О проекте Святоотеческая библиография

 

На главную страницу

 

Информация об авторском праве и условиях пользования текстом

 

Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.

 

© А. Г. Дунаев, С. С. Хоружий. Все права защищены.

 

Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения правообладателей запрещено и будет преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского права и электронных носителях информации вплоть до закрытия сайтов-нарушителей (согласно обычным условиям предоставления хостинга провайдерами) и денежных штрафов.

Полное копирование разрешается без письменного разрешения правообладателей только для частного некоммерческого использования.

Частичное (не более 25%) использование данной информации разрешается в бумажных публикациях без письменного разрешения правообладателей при условии обязательной ссылки на Библиографию исихазма (и на сайт А. Г. Дунаева, если информация взята с него, а не из бумажного варианта).

Копирование информации на интернет-сайтах без письменного разрешения правообладателей категорически запрещено, допускается только ссылка на данную страницу.

Право частичного копирования информации, относящейся к выставленным текстам русских переводов творений святых отцов, предоставлено сайту www.pagez.ru

 

 

Информация об обновлении библиографии

 

Все последующие дополнения и обновления информации, не вошедшие в печатную Библиографию исихазма, будут отмечаться фигурными скобками { }.

 

О пользовании Библиографией

 

Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.

Номера страниц (первая и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из печати). При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.

Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки  указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8). Размещение прочих разделов планируется на сайте С. С. Хоружего.

Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).

Перейти к сокращениям книг и журналов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Житие и служба

Творения

Огласительные слова (Catech)

Главы богословские, умозрительные и практические (Cap.)

Нравственные (eth.) и богословские (theol.) слова

Гимны (Hymn.)

Издания и переводы

Русские переводы

Послания (Ep.)

Собрания и переводы разных слов

Полный (с несколькими исключениями) перевод всего корпуса слов и посланий

Переводы избранных слов

Исследования

 

 

Симеон Новый Богослов

CSGL 18561 (Symeon Iunior Theologus); PG 120; PMA (Simeon <Novus Theologus>); TLG 3116 (Symeon Neotheologus); Beck 585–587; DS 14. 1387–1401; DThC 14/2. 2941–2959; ThEE 11. 537–545

 

949–1022. Виз. мистик, св. Игумен монастыря св. Маманта, ученик св. Симеона Благоговейного, учитель св. Никиты Стифата. По старым воззрениям на историю исихазма, рассматривался как гл. представитель “первого мистического возрождения” в поздней Византии и “предтеча исихазма”; по совр. же взглядам, обладая яркою индивидуальностью, вместе с тем органично входит в русло исих. традиции, созревшей уже и прежде (ср. в Разд. 4 о синайском исихазме).

 

Рус. переводы творений преп. Симеона, хотя делались многократно, однако все являются неполными и несовершенными, имея для совр. пользования крупные недостатки: неучет греч. текстологии, неточности переводов и несоответствия нумерации, принятой во мн. переводах, совр. изданиям. Для облегчения читат. труда мы прилагаем специально составленные таблицы. Но даже и с ними — пользоваться наличными рус. переводами Симеона с научными целями невозможно; полный и надежный рус. пер. с новейших крит. изданий остается одной из важнейших задач русской патрол. науки. Подробнее см. ниже.

 

Житие и служба

Житие см. №№ 6.180, 181, 182.

Служба, составленная преп. Никодимом Святогорцем: см. № 7.93. Пер. Службы на церковнослав., с присоединением Канона преп. Симеону Новому Богослову:

11. Нелюбов Б. А. // Минея. Март. 1. Изд. Моск. Патриархии 1984 [репр. 2003]. 308–331. [331–337: Канон, сост. монахом Герасимом Микраяннанитом].

 

Творения

Нек-рые слав. ркп указаны в раб.: Иларион (Алфеев), 1998 (№ 6.58),  449, прим. 22–23 и №№ 9.1416, 1420; более дет. обзор и анализ слав. ркп см. № 13.438. Сохранился также слав. пер. в составе Великих Четиих Миней митроп. Макария.

Огласительные слова (Catech)

Первое крит. изд.:

12. Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses / Introd., texte critique et notes par Krivochéine B. Trad. par Paramelle J. P. 1 (1963)–3 (1965). SC 96 [cat. 1–5. 468.], 104 [cat. 6–22. 404.], 113 [cat. 23–34. 392.].

13. Gratiarum actiones II: ibid. [SC 113: Catéchèses, Actions de Grâce 1–2], 304–356 [= TLG 3116/7].

14. Catéchèses 1–34: ibid., 1 [SC 96]: 206–468, 2 [SC 104]: 12–392; 3 [SC 113]: 12–302 [= TLG 3116/9].

В греч. Добротолюбии (Filokala. 'AqÁnai 41976. 5. 7380) текст (Cat. 22: SC 104. 364–392) дан в новогреч. переводе.

Др.-рус. пер.:

15. Слово о созерцании; Слово 15 О мысленном откровении действенного божественного света и делании умном; Слово 20 О мысленном рае // Вилинский. 409–415. [ГИМ, Син. 950, XV в.].

Рус.пер.:

16. Слово о вере [= Cat. 22. SC 104. 364–393] // ХЧ 1821. 1. 142 сл.; Поучение 1 / Пер. Миллер Т. А. // Памятники византийской литературы IX–XIV веков. М. 1969. [ПВЛ]. 131–132. [Отрывки].

Англ.пер. (c др.-греч.):

 17. Symeon the New Theologian. St. On Faith [= Cat. 22. SC 104. 364–393] // Philokalia (№ 7.157). 4. 16–24. * Др. пер.: Symeon the New Theologian. The Discourses / Transl. by Catanzaro C. J. de. N. Y. 1980. (The Classics of Western Spirituality) [Catech.].

* Рум. пер.: № 13.144 (Cat. 23, 24); № 13.145 (Cat. 28).

 

Главы богословские, умозрительные и практические (Cap.)

Первое полное крит. изд., с франц. пер.:

18. Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques / Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Darrouzès J. P. 1957. (SC 51). 2Avec la collab. de Neyrand L. P. 1980. (SC 51 bis).

19. Capita theologica: ibid. [SC 51 bis], 40–186; 191 [= TLG 3116/6].

Рус. пер.полные:

20. 225 глав по изд. SC 51 bis в пер. иеромон. Илариона (Алфеева): Главы богословские, умозрительные и практические [Cap. 1] // Иларион (Алфеев) 1998 (№ 6.58). 505–535; Другие двадцать пять глав умозрительных и богословских [Cap. 2] // Там же. 536–544; Преп. Симеона Нового Богослова другие сто глав богословских и практических [Cap. 3] // Там же. 545–578. * Отд. изд.: Преп. о. н. Симеона Нового Богослова... Главы богословские, умозрительные и практические. М. 1998. 141. * Переизд.: // Преп. Симеон Новый Богослов, преп. Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах / Сост. и общ. ред. игумена Илариона (Алфеева). Клин 2001. 9–76. * Др. пер.: // Добротолюбие / Пер. и сост. И. М. Носов (№ 9.802): Симеон Новый Богослов. Главы [100] о практике и богоразумии (4–39), Главы [25] о внимании и богоразумии (40–48), Главы [100] о богоразумии и практике (49–88), Благодарение Богу (1–2, 89–109 [то же, пер. еп. Феофана Затворника: Доброт. 2. 482–502]), Диалог со Схоластиком (110–113);

Рус. пер. частичные:

 1) Симеон Новый Богослов. Главы практические и теологические [I, 86; III, 51] / Пер. Миллер Т. А. // ПВЛ (№ 6.16). 132;

2) 152 деятельные и богословские главы, см. ниже № 6.22.

Англ. пер.:

21. Symeon the New Theologian. The Practical and Theological Chapters and the Three Theological Discourses / Transl., introd. McGuckin P. Kalamazoo 1982. (Cistercian Studies Series. 41). * Рец.: Bebis G. S. // GOTR 1986 (Fall–Winter). 31:3–4. 445; 1987. 32:3. 316.

Рум. пер. о. Думитру Станилоаэ: № 13.142. [В расшир. рум. Добротолюбии ]. См. также в Разд. 13 данные об осн. рум. ркп “Глав”.

 

Главы в составе Добротолюбия

22. Filokal…a. 'AqÁnai 41976. 3. 237—270. PG 120, 604–688. Nota. §§ 1–118 взяты из 225 глав Симеона Нового Богослова (SC 51), а §§ 119–152 принадлежат учителю Симеона, Симеону Студиту (см. № 6.10). §153 взят из Жития преп. Симеона Н. Б., написанного Никитой Стифатом (§ 31–30). См. помещенную ниже таблицу.

Иностр. пер. в точности соответствуют Добротолюбию.

Рус. пер.:

23. 1) [Точно по Добр.:] Симеон Новый Богослов. 152 деятельные и богословские главы, и каков должен быть священник / [Пер. о. Герасима Павского] // ХЧ 1823. 12. 3 сл. 2) В пер. еп. Феофана (в составе рус. Добротолюбия) включено большее число глав (184), причем главы, отсутствующие в греч. Добротолюбии, переведены с новогреч. изд. Дионисия Загорея (№ 6.27), где помещена 181 глава. Таблица согласования 225 глав изд. SC с переводом еп. Феофана: Алфеев, 1998. (№ 6.58). 670–673. См. также “обратную” таблицу (соответствия Феофана с SC), помещенную ниже. * Фрагм.: Симеон Новый Богослов, преп. Деятельные и богословские главы // Надежда. 1979. 3. 39–65.

 

Таблица согласования глав в Добротолюбии с переводом еп. Феофана и изд. SC

СОКРАЩЕНИЯ:

Cap. I = 100 глав богословских и практических

Cap. II = Другие 25 глав умозрительных и богословских

Cap. III = Другие 100 глав богословских и практических

 

Греч. Добротолюбие

Рус.

Добротолюбие

SC

1–20

1–20

Cap. I, 10–29

21–34

21–34

Cap. I, 37–50

35

35

Cap. I, 51–52

36–52

36–52

Cap. I, 53–69

53–56

53–56

Cap. I, 80–83

57–58

57–58

Cap. I, 85–86

59

59

Cap. II, 8

60

60

Cap. II, 21

61

61

Cap. III, 3

62

62

Cap. III, 5

63

63

Cap. III, 14

64–65

Cap. III, 15–16

64–68

66–70

Cap. III, 17–21

69

71

Cap. III, 23

72–78

Cap. III, 7–13

70–73

79–82

Cap. III, 26–29

74–81

83–90

Cap. III, 45–52

82

91

Cap. III, 55

92–94

Cap. III, 53–54,59

83–85

95–97

Cap. III, 56–58

86–87

98–99

Cap. III, 60–61

88–96

100–108

Cap. III, 65–73

97–98

109–110

Cap. III, 75–76

99–105

111–117

Cap. III, 79–85

106

118

Cap. III, 87

107

119

Cap. III, 86

108–111

120–123

Cap. III, 88–91

112–113

124–125

Cap. III, 93–94

114–116

126–128

Cap. III, 96–98

129–130

Cap. III, 92, 95

117–118

131–132

Cap. III, 99–100

119–120

133

Сим. Благогов. (в рук. собр. не входят, но ср. в изд. SC)

134–182

[Разные главы из Cap II–III, опущенные в греч. Добр., см. табл. Илариона (Алфеева), № 6.58]

121–152

Переведены в сост. Подв. слова Симеона Благогов., гл. 1–33

[См. изд. Симеона Благогов. в SC]

153

183–184

[Житие Симеона Н. Б., сост. Стифатом, гл. 31–30]

 

Нравственные (eth.) и богословские (theol.) слова

Первое крит. изд., с франц. пер.:

24. Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques / Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Darrouzès J. 1 (1966)–2 (1967). 440, 532. (SC 122, 129). [1: theol. 1–3, eth. 1–3; 2: eth. 4–15]. * Рец.: Aubineau M. Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques: notes de lecture // Revue de philologie, de littérature et d’histoire anciennes. 1973. 47:1. 50–60.

Orationes theologicae: ibid. [SC 122], 96–168 [= TLG 3116/3].

Orationes ethicae: ibid., 1 [SC 122]: 170–440; 2 [SC 129]: 8–458. [= TLG 3116/8].

25. Рус. пер. еп. Феофана Затворника с новогреч. перевода, полный: Слова 45 [= eth. 1], 26 [=2], 52 [= 3], 84 [= 4], 63 [= 5], 83 [= 6], 78 [= 7], 58 [= 8], 80 [= 9], 57 [= 10], 82 [= 11], 34 [= 12], 35 [= 13], 41 [= 14], 85 [= 15]. * Фрагм.: Преп. Симеон Новый Богослов. Нравственные слова. Кн. 1, гл. 6. О том, как все святые соединяются со Христом Богом и становятся одно с Ним / Пер. Миллер Т. // АО 1996. 2–3(9–10). 97–100.

Англ. пер.:

26. Symeon the New Theologian, St. On the mystical life. The ethical discourses / Transl. from the Greek and introd. by Golitzin A. Crestwood 1995. 1: The Church and the last things. 193. 2: On virtue and Christian life. 1996. IX, 189.

См. также №№ 13.139, 140, 142.

Гимны (Hymn.)

Издания и переводы

Editio princeps (Дионисия Загорея[1]):

27. Toà Ðs…ou... Sumeën... t¦ eØriskÒmena... Venetiis 1790. 2 (2™n SÚrJ 1886). В изд. (вместе с другими прозаич. соч. в новогреч. пер.) вошли только 54 гимна, но в др.-греч. оригинале, отсутствуют гимны 10, 15, 21 и 53. Гимны 10, 15 и 21 были впервые изданы иеромон. Пантелеимоном (см. № 6.32).

Первое полное крит. изд. др.-греч. оригинала (с паралл. франц. пер.):

28. Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes / Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Koder J., Paramelle J., Neyrand L. 1: Hymn. 1–15. P. 1969. 302. (SC 156); 2: Hymn. 16–40. P. 1971. 512. (SC 174); 3: Hymn. 41–58. P. 1973. (SC 196). * Рец.: Catafygiotu Topping (Eva C.) // GOTR 1972 (Fall). 17(2). 288–290; Catafygiotu Topping (Eva C.) // GOTR 1974 (Spring). 19(1). 76–77.

Последнее, самое надежное крит. изд.:

29. Symeon der Neue Theologe. Hymnen / Prolegomena und krit. Text, besorgt von Kambyles A. B. 1976. CCCLXXXIII, 573. (Supplementa Byzantina. 3). Текст: 34–462 [= TLG 3116/2]. * Рец.: Hörander W. // BZ 1979. 72. 82–86. Nota. В обширнейшем предисл. анализируется почти исключительно рукописная традиция. В изд. включены также древние схолии к гимнам Симеона. Таблицы соответствий нумерации гимнов в изданиях Камбилис–Загорей и Загорей– Камбилис на с. 572–573.

Флам. пер.:

30. Symeon de Nieuwe Theolog. Hymnen / Vertaald door Zr. Marcella Troosters OCSO. Ingeleid door Abt Gerard Mathijsen, OSB. Kapellen, Patmos 1987. 318.

Нем. пер.:

31. Symeon der Neue Theologe. Licht vom Licht. Hymnen / Übers. Pater Kilian Kirchhoff OFM. Hellerau 1930. 217. 2 München 1951. 309. * Рец.: Schultze B. // OCP 1952. 18. 423–425.

Рум. пер. — в сост. рукописной “Драгомирненской Филокалии” (№ 13.11), а также в др. ркп (см., напр., №№ 13.16, 20, 22, 139).

Русские переводы

В серии Scrinium Philocalicum готовится (при уч. специалистов Киева, Петербурга, Москвы) полный рус. пер., с имитацией размера подлинника и с параллельным греч. текстом по изд. Камбилиса.

Полный (за искл. гимна 53 по изд. SC) рус. прозаический пер. с лат. без сохранения строк и дальнейшей сверкой с др.-греч. текстом по печатному изд. (™n SÚrJ, 1886) и греч. ркп, а также прозаич. перевод с сохранением строк в гимнах, переведенных с греч., иером. Пантелеимона (Успенского):

32. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. С изображ. св. отца, вступит. статьей, предисловием к гимнам ученика преп. Симеона Никиты Стифата. Сергиев Посад. 1917. 280. [Книга выпущена в двух вариантах. Первый: XXXIII, 280, IX с. Второй: XXXII, 280, XXXII, 68, IX с. (добавлены приложения и указатели). В Прил. I. иером. Пантелеимон впервые издал по аф. рукописям древнегреч. текст ряда гимнов (№№ 57–60) и предисловия Никиты Стифата к гимнам. Ср. Предисловие, XXIX и отчет Пантелеимона о поездке на Афон: № 6.63. Этот факт до сих пор остается неизвестным европ. ученым (Камбилису книга Пантелеимона была недоступна). Приложение II: Алфав. указ. предметов (к Словам и Гимнам, составлен П. А. Флоренским)]. * Репр. (без греч. Приложения): СТСЛ 1993 [Творения. 3]. * Фрагм.: Евпраксия (Шиленкова), монахиня. Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный. Минск 2002. 98 с. [старые переводы еп. Феофана “Гимнов” Симеона Нового Богослова (в выдержках также переводы иером. Илариона Алфеева) и “Подвижн. слова” Симеона Благоговейного].

Частичные рус. пер.:

33. Симеон Новый Богослов, преп. Божественные гимны // ВРЗПЭ 1953. 15. 133–135 [№ 6, 48]; 1954. 17. 13–20 [№ 1; сопров. заметка — см. № 9.1132]. [Пер. иером. Софрония (Сахарова), прозаич., но с сохранением строк; скорее всего, с новогреч., так как др.-греч. подлинник еще не был издан; нумерация гимнов старая].

Стих. переводы С. С. Аверинцева:

34. Симеон Новый Богослов, преп. Из “Гимнов Божественной любви” // Символ. 1990. 23. 321–324. [Гимны: без номера (“Коль желаешь, так послушай, что творит любви горенье...”), 3, 6].

35. Симеон Новый Богослов. Из “Гимнов Божественной любви”// ПВЛ (№ 6.16). 129–131 [№ 17, фрагменты].

Стих. переводы иером. Илариона (Алфеева):

36. Симеон Новый Богослов, преп. Избранные гимны // Символ. 1991. 26. 276–282. [№ 3, 5, 6, 7, 16 по изд. SC]; Избранные гимны в стихотворном переводе // ЦиВ 1998. 1(4). 125–134 [№ 35, 44]; 1998. 2(5). 148–159 [№ 5, 11, 40, 45]; Преп. Симеон Новый Богослов. Избранные гимны в стихотворном переводе иеромонаха Илариона Алфеева // Иларион (Алфеев) 1998 (№ 6.58). 597–667. * Отд. переизд.: Минск 1998; СПб. 2001. [Гимны, по нумерации SC, № 3, 6, 7, 10, 11, 19, 40, 42, 44, 45, 57, 58]. Nota. Все стихотворные переводы иером. Илариона, встреченные в периодике (в осн., в правосл. газетах, см. напр.: Алексеев В. Добрый доктор Бармалей. О нетрадиционности в патрологии // Радонеж. 1998. 9(74). Июнь. 2–3) с резкой критикой (в частности, за стилистич. модернизм), осуществлены по изд. SC без привлечения более надежного изд. Камбилиса, отсутствующего даже в библиографиях, сост. Алфеевым. Подр. сводку многочисл. неточностей и ошибок в пер. Алфеева см. во вступ. статье к готовящемуся к печати новому полному стихотв. рус. пер. гимнов.

 

Сводная таблица новых рус. пер. гимнов Симеона Н.Б.

 

№ по изд. SC (в скобках № по пер. Пантелеимона)

Перевод

3 (48)

Софроний, Аверинцев, Алфеев

5 (18)

Алфеев

6 (5)

Аверинцев, Алфеев

7 (49)

Алфеев

10 (57)

Алфеев

11 (32)

Алфеев

13 (6)

Софроний

16 (7)

Алфеев

17 (2)

Аверинцев

19 (38)

Алфеев

30 (1)

Софроний

35 (16)

Алфеев

40 (13)

Алфеев

42 (14)

Алфеев

44 (34)

Алфеев

45 (45)

Алфеев

57 (25)

Алфеев

58 (50)

Алфеев

 

Таблица соответствия перевода иером. Пантелеимона изданию SC

 

Обратную таблицу соответствия SC переводу иером. Пантелеимона см. у Алфеева. Звездочкой * отмечены переводы, сделанные первоначально с лат. перевода и оставленные без разбивки на строки.

 

Пантелеимон

SC

1 *

30

2 *

17

3 *

55

4 *

8

5

6

6 *

13

7 *

16

8

24

9 *

26

10 *

46

11 *

48

12 *

39

13 *

40

14 *

42

15 *

36

16 *

35

17

34

18

5

19 *

4

20 *

27

21 *

28

22 *

29

23 *

51

24

49

25

57

26 *

43

27 *

1

28 *

2

29 *

9

30 *

14

31

25

32 *

11

33 *

41

34 *

44

35 *

56

36 *

12

37

18

38

19

39

20

40

22

41

23

42

31

43

33

44 *

38

45 *

45

46

50

47 *

52

48

3

49

7

50

58

51

32

52 *

47

53 *

37

54

[2]

55

[3]

56 *

54

57

10

58 *

15

59

21

60

[4]

 

Послания (Ep.)

37. В древнегреч. подлиннике издано только 1-е послание: Holl K. 1898 (6.100). 110–127. * Рус. пер.: Преп. Симеон Новый Богослов. Послание об исповеди // Иларион (Алфеев), 1998 (№ 6.58). 579–595. [Перев. по изд. K. Holl’я].* Переизд.: ЦиВ 1999. 2(9). 209–230; Преп. Симеон Новый Богослов, преп. Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах / Сост. и общ. ред. игумена Илариона (Алфеева). Клин 2001. 79–94.

Послания 2–4 изданы только в новогреч. переводе Дионисия Загорея (№ 6.27). Рус. пер. еп. Феофана Затворника: слова 32 [= посл. 2], 11 [= 3], 87 [= 4].

Собрания и переводы разных слов

Полный (с несколькими исключениями) перевод всего корпуса слов и посланий

38. Симеон Новый Богослов, преп. Слова / Пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. М. 1879. Вып. 1. 2М. 1882. 1–2. 3М. 1892 [sic!]. 1. 490 [Слова 1–52]; М. 1890 [sic!]. 2. 593. [Слова 53–92, Деят. и богосл. главы, Подв. слово]. * Фрагм.: В рус. Добротолюбии (5. 2М. 1900. 452–472) переизданы слова 56 и 68. * Фрагм.: Слово 15 // Надежда. 1981. 5. 45–53. Предм. указ. к вып. 1–2 [с указ. страниц по 2 изд.], сост. П. А. Флоренским, помещен в кач. Приложения II к пер. Гимнов (№ 6.32).

NOTA BENE!                                                   

1) В изд. Дионисия Загорея, а отсюда и в пер. еп. Феофана, не вошли (даже в новогреч. переводе) Cat 2, 18, 21 (перевод слова 21 см. под № 6.40).

2) Недостатки рус. переводов. О пер. Гимнов см. выше. Что же до прозаич. творений преп. Симеона, то пер. еп. Феофана Затворника (сам по себе не очень точный и с сознательными отклонениями) сделан с новогреч. перевода. Однако новогреч. перевод сделан с рукописей, в которые вместе с творениями Симеона Нового Богослова были включены произв. посмертно осужденного в ереси (справедливо или нет — отд. вопрос) Константина Хрисомала (подробнее см.: Дунаев, 2002  (№ 4.542), 247–255). (В совр. крит. изданиях произв. Хрисомала исключены из соч. Симеона). Т.о., пользоваться переводом еп. Феофана Затворника нужно с чрезвычайной осторожностью: по крайней мере треть переведенных им слов принадлежит Хрисомалу или неясного происхождения. Приводим ниже сводку, составленную на базе таблиц в SC. Прочерк указывает, что данное произведение не принадлежит преп. Симеону ни в коей мере (и, по всей видимости, автор его — Константин Хрисомал). Прочерк с добавлением Alph озн., что данное слово входит в собрание Алфавитных слов, составленных учениками преп. Симеона на осн. его подлинных соч., однако выяснить по таблицам SC, имеют ли эти алфавитные слова параллели с творениями Хрисомала, невозможно. Квадр. скобки указывают на частичные совпадения с указ. словом Симеона. Таблица предварительна и не претендует на абсол. точность. Проблема Симеон–Хрисомал нуждается в дальн. иссл-ниях, основанных на рукописях.

Таблицы согласования новейших крит. изданий с рус. переводами еп. Феофана Затворника (в двух томах творений Симеона Нового Богослова) и иеромонаха Пантелеимона (Успенского) см. также: Иларион (Алфеев), 1998 (№ 6.58). 669–674. У Алфеева только “одностороннее” согласование (от SC к рус. пер.), без “обратных” таблиц (от рус. пер. к SC).

 

Феофан

SC

1

– (Alph.)

2

– (Alph.)

3

– [Cat. 2 частично]

4

– (Alph.)

5

– (Alph.)

6

– (Alph.)

7

8

9

– (Alph.)

10

– (Alph.)

11

Ep. 3 (др.греч. неизд.)

12

13

– (Alph.)

14

– (Alph.)

15

– (Alph.)

16

17

18

– (Alph.)

19

– [Cat. 2 частично]

20

– (Alph.)

21

Cat. 9

22

23

24

25

Cat. 15

26

Eth. 2

27

[Cat. 19] (?)

28

29

30

31

32

Ep. 2 (др.греч. неизд.)

33

34

Eth. 12

35

Eth. 13

36

– (Alph.)

37

38

– (Alph.)

39

– (Alph.)

40

– (Alph.)

41

Eth. 14

42

Cat. 13

43

Cat. 25

44

45

Eth. 1

46

– (Alph.)

47

Cat. 29

48

49

Cat. 24

50

Cat. 27

51

52

Eth. 3

53

Cat. 1

54

Cat. 8

55

Cat. 10

56

Cat. 22

57

Eth. 10

58

Eth. 8

59

Cat. 33

60

Theol. 1

61

Theol. 2

62

Theol. 3

63

Eth. 5

64

Cat. 32

65

Cat. 14

66

Cat. 5

67

Cat. 23

68

69

Cat. 30

70

Cat. 31

71

Cat. 26

72

Cat. 20

73

Cat. 3

74

Cat. 7

75

Cat. 4

76

Cat. 11

77

Cat. 12

78

Eth. 7

79

Cat. 28

80

Eth. 9

81

Cat. 6

82

Eth. 11

83

Eth. 6

84

Eth. 4

85

Eth. 15

86

Cat. 16

87

Ep. 4 (др.греч. неизд.)

88

[Cat. 18] (?)

89

Cat. 34

90

Euch. 1

91

Euch. 2

92

Cat. 17

 

Переводы избранных слов

12 СЛОВ

Слав. пер. св. Паисия Величковского:

39. Симеон Новый Богослов. Словеса зело полезныя. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М. 1852. * Рус. пер. этих же слов: Преп. отца нашего Симеона Нового Богослова 12 слов в рус. пер. с еллино-греческого. М. 1869. II, III, 187. 2Сергиев Посад 1911. [Пер. со слав. перевода преп. Паисия Величковского, однако с учетом и дополнениями по неизд. (в то время) греч. ркп Моск. Син. греч. Этот пер. ближе к оригиналу, нежели пер. еп. Феофана Затворника]. * Второе изд. 1911 г. воспроизведено [репр. без сохр. пагинации] в кн.: Марк Подвижник, Исайя Отшельник, Симеон Новый Богослов, свв. Слова духовно-нравственные. M. 1995. 430–605.

 

ТАБЛИЦА согласования рус. пер. 12 слов с переводом еп. Феофана Затворника и изданием SC

 

12 слов

Феофан

SC

1

71

Cat. 26

2

81

Cat. 6

3

(74)

Cat. 7, lin. 132 sq. (SC 104, p. 58)

4

Cat. 2

5

3

– [Cat. 2 част.]

6

75

Cat. 4

7

72

Cat. 20

8

(88)

Cat. 18

9

59

Cat. 33

10

65

Cat. 14

11

66

Cat. 5

12

19

– [Cat. 2 част.]

 

ДРУГИЕ СЛОВА

40. Симеон Новый Богослов. О памяти смерти [= Ч. 2. Слово 21] / Пер. иером. Василия [Кривошеина] // ВРЗПЭ 1953. 14. 89–91. Заметка к Слову: 92–99. Слово, отсутств. в новогреч. изд. и в пер. еп. Феофана.

41. Три слова преп. о. н. Симеона Нового Богослова, игумена и пресвитера бывшего от ограды Святого Маманта. М. 1852. 56.

Отдельные изречения помещены в кн.:

42. Сборник отеческих изречений и извлечений из писаний некоторых церковных учителей и новейших православных богословов / Сост. иером. Далмат. 1. Сергиев Посад 1897; 2. М. 1899.

См. также № 6.16.

Исследования

43. [Аноним]. Догматическое учение Симеона Нового Богослова // Волынские епарх. ведомости. 1906. 19–22.

44. Аникиев П. П., свящ. Апология мистики по творениям преп. Симеона Нового Богослова. СПб. 1906. 134. [Из: Церковный голос. 1906]. 2Пг. 1915. 77. [Из: ХЧ 1915. 1. 115–135; 2. 253–273; 3. 403–423; 4. 545–561].

45. Антоний, игум. Духовный опыт христианских подвижников, по творениям преп. Симона Нового Богослова // Правосл. Путь. 1955. 98–122.

46. Асмус В., прот. Гимны преподобного Симеона Нового Богослова в богослужебных книгах Русской Церкви // БВ. Новая серия. 2004. 4 (готовится к печати).

47. Беневич Г. Экономика в православном понимании согласно святому Симеону Новому Богослову // ВРХД 1991. 161. 102–107.

48. Бощановский (Василий), прот. К 50-летию со дня кончины о. Иоанна Кронштадтского. Жизнь в церкви — жизнь в благодати: Преп. Симеон Новый Богослов и о. Иоанн Кронштадтский о Церкви и благодати // Правосл. Путь. 1957. 73–95.

49. Василий (Кривошеин), иером. Заметка к Слову “О памяти смертной” преп. Симеона Нового Богослова и перевод Слова // ВРЗПЭ 1953. 14. 92–99.

50. Василий (Кривошеин), иером. “Братолюбивый нищий” (Мистическая автобиография преп. Симеона Нового Богослова) // ВРЗПЭ 1953. 16. 223–236. * Новогреч. пер.: PtwcÒj fil£delfoj. Mustik» aÙtobiograf…a toà ¡g. Sumeën toà Nšou QeolÒgou (949–1022) // GP 1954. 38. 156–164, 257–266.

51. Василий (Кривошеин), архиеп. Преп. Симеон Новый Богослов и его отношение к социально-политической действительности его времени // ВРЗПЭ 1961. 38–39. 121–125.

52. Василий (Кривошеин), архиеп. Дух Святой в христианской жизни по учению преп. Симеона Нового Богослова // ВРЗПЭ 1975. 91–93. 171–193.

53. Василий (Кривошеин), архиеп. Исповедь и священство у преп. Симеона Нового Богослова // ВРХД 1979. 129. 25–36.

54. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Париж 1980. 354. * Переизд.: Н. Новгород 1996. 443. * Рец.: Глезер Р. // ВРЗПЭ 1982. 109–112. 287–289. * Франц. пер.: Krivochéine B. Dans la lumière du Christ. St Syméon le Nouveau Théologien 949–1022. Vie—Spiritualité—Doctrine. Chevetogne 1980. 426. (Témoins de l’Eglise Indivise. 1). * Рец.: Christou P. K. // Klhronom…a. 1980. 12. 224–225. * Англ. пер.: Krivocheine B. In the Light of Christ. St Symeon the New Theologian (949–1022). Life, Spirituality, Doctrine. Crestwood 1986. 411. * Греч. пер.: Mšsa stÒ fîj toà Cristoà. “Agioj Sumeèn Ð Nšoj QeolÒgoj 949–1022. B…oj, pneumatikÒthta, didaskal…a. Qessalon…kh 1983. 509. * Рум. пер.: Оn lumina lui Hristos. Sfвntul Simeon Noul Teolog (949–1022). Viaюa, spiritualitatea, оnvгюгtura. Bucureєti 1997. 434.

55. Вениамин (Милов), еп. От врат Рая до райских врат: О цели христианской жизни по творениям преп. Симеона Нового Богослова // ЖМП 1979. 11. 64–73. * Отд. изд.: М. 1997. 128.

56. Иларион (Алфеев), иером. Экзегетический метод преп. Симеона Нового Богослова // Символ. 1991. 26. 269–275.

57. Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и Священное Писание // АО 1996. 2–3(9–10). 69–96.

58. Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. [Пер. с англ.]. М. 1998. 676. 2СПб. 2001. * Англ. изд.: Alfeyev H. St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. Oxford 2000. XIII, 338. (Oxford Early Christian Studies). * Рец.: Turner J. // Sobornost. 2001. 23(1). 78–80.

59. Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное богослужение // ЦиВ 1998. 1(4). 90–124. [Сокр. пер. главы из дисс., см. № 6.58].

60. Иларион (Алфеев), иеромон. Святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов: сравнительный анализ учения о Боге // ЦиВ 1998. 2(5). 128–147.

61. Каждан А. П. Предварительные замечания о мировоззрении византийского мистика Х—Х1 вв. Симеона // BSl 1967. 28. 1–38. * Исп. пер.: Kazhdan A. Observaciones preliminares sobre la concepción del mundo del místico bizantino de los siglos X–XI Simeón (con dos apéndices) // Erytheia. 1996. 17. 73–139.

62. Лесняк В. Г., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб. 1993. 191. [Библ. 189–190, 20 №№].

{62а. Пантелеимон [Успенский], иеромонах. Три богослова: св. ап. Иоанн Богослов, св. Григорий Богослов и преп. Симеон Новый Богослов (Общие черты их учения вообще и теории богопознания в частности) // БВ 1913. 1. 77–103.}

63. Пантелеимон (Успенский), иером. Из записок путешественника по Афону. (К вопросу об изучении творений преп. Симеона Нового Богослова) [научный отчет] // БВ 1915. 1. 87–121.

64. Свиридов И. Преп. Симеон Новый Богослов и современность. Экклезиологические заметки // Русская мысль. [Париж] 1998. 4223. 21.

65. Семенов А. Ф. Сличение рукописей, содержащих гимны Симеона Богослова. Киев 1902. 48. [Текст рукописей на греч. яз.].

66. Симон, архим. Св. Симеон Новый Богослов // ЖМП 1966. 11. 54–60.

67. Флоренский П. А. Радость навеки. Молитва Симеона Нового Богослова к Духу Святому. Сергиев Посад 1907. * То же: // Символ. 1989. 22. 199–203.

68. Челышев П. В. Назад к истокам, или преподобный Симеон Новый Богослов об условиях богопознания и бессмертия // Вестник Росс. Филос. об-ва. 2002. 2 (22). 42–44. * Рец.: Яковлев А. И. К каким истокам возвращаться? // Там же. 2003. 1. 115–119.

69. Челышев П. В. Проблема духовного преодоления обыденного сознания в религиозной философии // Труды членов Росс. Филос. об-ва. М. 2002. 3. 284–290.

70. Челышев П. В. Философия на рубеже тысячелетий (XXI века). М. 2001. 131. [О Симеоне Н.Б. Готовится перераб. переизд. под загл. “Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека (Опыт философского исследования)”.]

71. Aalst A. J. van der. Ambt en charisma bij Simeon de Nieuwe Theoloog // Het christelijk Oosten. 1970. 22. 153–173.

72. Aalst A. J. van der. Symeon de Nieuwe Theoloog 949–1022. Politieke en Sociale Ideen van een Mysticus. 1–2 // Het christelijk Oosten. 1985. 37. 229–247; 1986. 38. 3–22.

73. Aalst A. J. van der. The palace and the monastery in Byzantine spiritual life c. 1000 // The Empress Theophano: Byzantium and the West at the turn of the first Millennium / Ed. Davids A. Cambridge 1995. 314–336.

74. Alfeyev H. St Symeon the New Theologian, St Symeon the Pious and the Studite tradition // StMon 1994. 36:2. 183–222.

75. Alfeyev H. Symeon the New Theologian and Holy Scripture // StMon 1996. 38:1. 25–55.

76. Alfeyev H. The Patristic background of St Symeon the New Theologian’s doctrine of the Divine Light // StPatr 1996. 32. 229–238.

77. Anastasi R. Teofilatto di Bulgaria e Simeone il Teologo // Siculorum Gymnasium: Rassegna della facoltà di lettere e filosofia dell'Università di Catania. 1984. 34:1–2 (for 1981). 279–283.

78. Augustin (Nikitin), archim. Die Handschriftenschätze des Athos-Klosters Kutlumusch. Gedanken des erwürdigen Symeon des Neuen Theologen im athonitischen Mönchtum // Stimme der Orthodoxie. 1985. 2. 30–38.

79. Beck H. G. Symeon der Theologe // BZ 1953. 46. 57–62.

80. Bergeron H. Le sens de la misère chez Syméon le Nouveau Théologien. Aspects ascétiques et pédagogiques // Contacts. 1986. 38(133). 16–32

81. Biedermann H. Das Menschenbild bei Symeon dem Jüngeren Theologen (949–1022). Würzburg 1949. 117. (Das Östliche Christentum. n. F. 9).

82. Biedermann H. Symeon, der Neue Theologe (949–1022) // Grosse Mystiker / Hrsg. Ruhbach G., Sudbrack J. 1984. 93–106.

83. Chatzopoulos A. Mystical knowledge in Symeon the New Theologian with special reference to the Macarian Homilies. Mi­chael­masterm 1983.

84. Chatzopoulos A. Two outstanding cases in Byzantine spirituality: Symeon the New Theologian and Macarian Homilies. Thessaloniki 1991.

85. Christophoridis V. C. `H pneumatik¾ patrÒthj kat¦ Sumeën tÕn Nšon QeolÒgon. Qessalon…kh 1977. 156.

86. Collins G. Simeon the New Theologian: an ascetical theology for middle-Byzantine monks // Asceticism (№1.241). 343–356.

87. Congar Y. Syméon le Nouveau Théologien. Une expérience de l’Esprit // La vie spirituelle. 1978. 132. 864–879. * Переизд. как гл. в составе: // Id. Je crois en l’Esprit Saint. P. 1979. 1. 238. * Нем. пер.: Der Heilige Geist. Freiburg; Basel; Wien 1982. 510.

88. Criscuolo U. Poesia e poetica negli “Inni” di Simeone il Nuovo Teologo // La poesia bizantina. Atti della terza Giornata di studi bizantini sotto il patrocinio della Associazione Italiana di Studi Bizantini (Macerata, 11–12 maggio 1993) / A cura di Criscuolo U., Maisano R. Napoli, Istituto Universitario Orientale, Dipartimento di studi dell’Europa Orientale 1995. 55–77. ('Italoellhnik£. Quaderni. 8). [Тексты Григория Назианзина, Романа Сладкопевца, Пс.-Софрония и Иоанна Дамаскина как прототипы для гимнов Симеона].

89. Davy M.-M. Le thème de la lumière. P. 1976. 513. [Глава: Davy M.-M., Renneteau J.-P. Hommes de lumière: Syméon le Nouveau Théologien].

90. Deppe K. Der wahre Christ. Eine Untersuchung zum Frömmigkeitsverständnis Symeons des Neuen Theologen und zugleich ein Beitrag zum Verständnis des Messalianismus und Hesychasmus. Göttingen 1971.

91. Feidas V. Sumeèn Ð Nšoj QeolÒgoj // PBL 1989. 9B. 33–34.

92. Fernández Jiménez F.M. El humanismo bizantino en San Simeón ei Nuevo Teólogo. La renovación de la mística bizantina. Madrid 1999. 303. [Nueva Roma. 8.] [Обзор жизни и соч. (1–32), анализ антропологии (33–97), этики (99–200), мистич. познания Бога (201–279)].

93. Fouvdoulis I. QeÒj ka… ƒstor…a kat£ Sumeèn tÒn Nšon QeolÒgon // QeÒj ka… ƒstor…a kat£ t»n ÑrqÒdoxon par£dosin. Qessalon…kh 1966. 104–116.

94. Fraigneau-Julien B. Les sens spirituels et la vision de Dieu selon Syméon le Nouveau Théologien. P. 1985. VIII, 204. (Théologie historique. 67). * Рец.: E. L. // Irénikon. 1985. 68. 582.

95. Gouillard J. Constantin Chrysomallos sous le masque de Symйon le Nouveau Thйologien // TM 1973. 5. 313–327.

96. Gouillard J. Quatre procès des mystiques à Byzance (vers 960–1143). Inspiration et autorité // REB 1978. 36. 5–81.

97. Graef H. The spiritual director in the thought of Symeon the New Theologian // Kyriakon: Festschrift Johannes Quasten / Ed. Granfield P., Jungmann J. A. Münster 1970. 2. 608–614.

98. Grumel V. Nicholas II Chrysobergès et la chronologie de la vie de Syméon le Nouveau Théologien // REB 1964. 22. 253—254.

99. Halleux A. de. Syméon le Nouveau Théologien // L’expérience de la prière dans les grandes religions. Actes du Colloque de Louvain-la-Neuve et Liège. Louvain 1980. 351–363.

100. Holl K. Enthusiasmus und Bussgewalt beim Griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem Neuen Theologen. Leipzig 1898. VI, 331. [Глубокое иссл-ние мистико-экстатич. опыта, до сих пор используемое в науке].

101. Hunt H. Penthos and Repentance in St Symeon the New Theologian // StPatr 2001. 35. 114–120.

102. Ivanov S. A. Syméon le Nouveau Théologien en tant qu’un fol-en-Christ // Знаки Балкан. М. 1994. 2. 271–288.

103. Kallistos Ware. The mystery of God and Man in St Symeon the New Theologian // Sobornost. 1971. 6:4. 227–236.

104. Kallistos Ware, bp. Symeon the New Theologian // SS (№1.598). 235–242.

105. Kallistos Ware, bp. The Spiritual Father in Saint John Climacus and Saint Symeon the New Theologian // StPatr Kalamazoo; Louvain 1989. 18:2. 299–316.

106. Kambylis A. Eine Handschrift des Mystikers Symeon // Scriptorium. 1968. 22. 20–34.

107. Koder J. Normale Mönche und Enthusiasten: der Fall des Symeon Neos Theologos // Religiöse Devianz. Untersuchungen zu sozialen, rechtlichen und theologischen Reaktionen auf religiöse Abweichung im westlichen und östlichen Mittelalter / Ed. Simon D. Frankfurt a. M. 1990. 97–119. (Ius commune. Sonderhefte 48).

108. Koder J. Die Hymnen Symeons des Neuen Theologen. Untersuchungen zur Textgeschichte und zur Edition des Niketas Stethatos // JÖBG 1966. 15. 153–199.

109. Kraft K. “Light-Metaphysics” in the Hymns of Symeon the New Theologian // Second Annual Byzantine Studies Conference. Madison 1976. 46–47.

110. Krivocheine B. The writings of St Symeon the New Theologian // OCP 1954. 20. 298–328.

111. Krivocheine B. The most enthusiastic zealot: St Symeon the New Theologian as abbot and spiritual instructor // OS 1955. 4. 108–128. * Рус. текст: Василий (Кривошеин), архиеп. Неистовый ревнитель, преп. Симеон Новый Богослов // ВРЗПЭ 1957. 25. 30–53. * Новогреч. пер.: Zhlwt»j manikètatoj (`O ¤g. Sumeèn Ð Nšoj QeolÒgoj æj ¹goÚmenoj ka… pneumatikÒj ¢namorfwt»j) // GP 1955. 38. 363–371, 444–453; 1956. 29–33, 192–200.

112. Krivocheine B. `O ¢nuper»fanoj QeÒj. St Symeon the New Theologian and early Christian popular piety // StPatr 1957. 2. 485–494. (TU 64).

113. Krivochéine Basile, archêveque. Le thème de l’ivresse spirituelle dans la mystique de St Syméon le Nouveau Théologien // ВРЗПЭ 1960. 35. 10–18. * // То же: StPatr 1962. 5. 368–376. (TU 80).

114. Krivochéine Basile, archêveque. Syméon le Nouveau Théologien et Nicétas Stéthatos. Histoire du texte des Catéchèses // Akten XI. Int. Byz. Kongress 1958. München 1960. 273–277.

115. Krivochéine Basile, archêveque. “Essence créée” et “Essence divine” dans la théologie spirituelle de St Syméon le Nouveau Théologien // ВРЗПЭ 1971. 75–76. 151–170. * То же: // StPatr 1975. 13:2. 210–226. (TU 116). * Рус. пер. Миллер Т. А. по изд. 1975 г.: Архиеп. Василий (Кривошеин). “Тварная сущность” и “Божественная сущность” в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова // АО 2(32). 2002. 64–83.

116. Krivochéine Basile, archêveque. Vision de lumière chez St Syméon le Nouveau Théologien // ВРЗПЭ 1976. 93–96. 15–38.

117. Krivochéine Basile, archêveque. St Syméon le Nouveau Théologien à travers les âges // ВРЗПЭ 1979. 101–104. 27–32.

118. Lascaris D. The liberation of man in Symeon the New Theologian. D. Phil, thesis. Oxford 1969.

119. Lavriotes M., archim. Giving birth to God: Meister Eckhart and Symeon the New Theologian on spiritual maternity // Eckhart Review. Oxford 1995. 36–51.

120. Lemaitre J. Syméon le Nouveau Théologien // DS 1953. 2/2. 1851 sv.

121. Maas P. Aus der Poesie des Mystikers Symeon // Beiträge zur Geschichte des christlichen Altertums und der byzantinischen Literatur. Festgabe Albert Ehrhard... Bonn; Leipzig 1922. 328–341.

122. Maloney G. A. Doctrine of St. Symeon the New Theologian on the baptism of the Holy Spirit // Diakonia. [USA] 1974. 9(3). 261–285.

123. Maloney G. A. The mystic of Fire and Light: St Symeon the New Theologian. Denville, N. J. 1975. 237.

124. Matus Th. Symeon the New Theologian and the hesychastic method // Diakonia. [USA] 1975. 10(3). 260–270.

125. McGuckin J. A. Symeon the New Theologian (d. 1022) and Byzantine tradition // MABM (№ 8.258). 17–35.

126. McGuckin J. A. Symeon the New Theologian (969–1022): Byzantine spiritual renewal in search of a precedent // The Church Retrospective. Papers Read at the Summer Meeting. Woodbridge–Rochester / Ed. Swanson R. N. N. Y. 1997. 75–90. (Studies in Church History. 33).

127. McGuckin J.A. The luminous vision in eleventh-century Byzantium: interpreting the biblical and theological paradigms of St. Symeon the Theologian // Work and worship at the Theotokos Evergetis 1050–1200 / Ed. Mullett M., Kirby A. Belfast, Belfast Byzantine Enterprises. 1997. 90–123. (Belfast Byzantine texts and Translations. 6,2).

128. Miquel P. La conscience de la grâce selon Syméon le Nouveau Théologien // Irénikon. 1969. 42. 314–342.

129. Moda A. Le Christ dans la vie chrétienne. Une lecture des catéchèses de Syméon le Nouveau Théologien // Nicolaus. Bari. 1993. 1. 103–144.

130. Morris R. Spiritual fathers and temporal patrons: logic and contradiction in Byzantine monasticism in the tenth century // RB 1993. 103:1–2. 273–288.

131. Neri U. Simeone il Nuovo Teologo. Inni e Preghiere. Autobiografia mistica. Roma 1996. 130.

132. Perczel I. Denys l’Aréopagite et Syméon le Nouveau Théologien // Denys l’Aréopagite et sa postérité en Orient et Occident. Actes du colloque international, Paris, 21–24 septembre 1994 / Éd. Andia Y. de. P. 1997. 341–357. (Collection des Études Augustiniennes. Série Antiquité. 151).

133. Perczel I. Ál-areopagita Dénes és Szent Simeon az új teológus // Magyar Filozófiai Szemle. 1997. 41:1–2. 153–172.

134. Petit L. La vie et les oeuvres de Syméon le Nouveau Théologien // EO 1928. 27. 163–167.

135. Petrа B. Simeone il Nuovo Teologo: Profilo biographica e spirituale // Vita Monastica. 1994. 48:197. 9–36.

136. Podskalsky G. Religion und religiöse Leben in Byzanz des XI Jahrhunderts // OCP 1991. 57. 371—397.

137. Poneros Ev. St. `H po…hsh Sumeën toà Nšou QeolÒgou kaˆ ¹ scšsh thj m t¾n ¢rca…a ˜llhnik¾ skšyh // Koinwn…a. 1996. 39. 3–4. 274–81, 377–385.

138. Portelanos S. A. `H pneumatik¾ tele…wsh toà ¢nqrèpou. St£dia pneumatikîn meqhlikièsewn kat¦ tÕn ¤gio Sumewn tÕn Nšo QeolÒgo. Qessalon…kh 1998. 583.

139. Price J. R. Mystical transformation of consciousness in Symeon the New Theologian // Diakonia. [USA] 1984–1985. 19. 6–16.

140. Rosenthal-Kamarinea I. Symeon der Neue Theologe und Symeon Studites. Ein Vorbild der Liebe des Schülers zum Lehrer // Oekumenische Einheit. 1952. 3. 103–120.

141. Rossum J. van. Priesthood and confession in St Symeon the New Theologian // SVTQ 1976. 4. 220–228.

142. Rossum J. van. The ecclesiological problem in St Symeon the New Theologian. M. Th. thesis. N. Y. 1976.

143. Stathopoulos D. Das göttliche Licht (tÒ qe‹on fîj). 'Aq»na 1971.

144. Stathopoulos D. The Divine Light in the poetry of St. Symeon the New Theologian (949–1025) // GOTR 1974 (Autumn). 19:2. 95–111.

145. Stathopoulos D. Sumeèn Ð Nšoj QeolÒgoj // EPOPTEIA 1977. 2. 443–448.

146. Stathopoulos D. L. Die Gottesliebe (Qe‹oj ”Erwj) bei Symeon dem Neuen Theologen. Diss. Bonn 1964. 113.

147. Stathopoulos D. L. Die Gottesschau in den Hymnen Symeons, des neuen Theologen (949–1022) // Qeolog…a. 1965. 36. 616–628.

148. Soteropoulos Ch. G. Sumeèn o Nšoj QeolÒgoj. B…oj  šrga  didaskal…a. Aq»na 1986. 200.

149. Soteropulos Ch. G. `H œnnoia tîn peirasmîn e„j t¾n pneumatik¾n zw¾n kat¦ tÕn ¤gion M£ximon tÕn `Omologht¾n kaˆ Sumeën tÕn Nšon QeolÒgon // Qeolog…a. 1993. 64(4). 683–706.

150. Sylvia Mary, sister. Symeon the New Theologian and the Way of Tears // StPatr 1970. 10. 431–436. (TU 107) * То же: // One yet two: monastic tradition, East and West. Orthodox–Cistercian Symposium, Oxford Univ. 28.06–01.09.1973. 1976. 95–119.

151. Symon, archim. Syméon le Nouveau Théologien — maître de la théologie vécue // ВРЗПЭ 1967. 59. 148–159.

152. Thebaiou A. `O ¤gioj Sumeën Ð Neoj qeolÒgoj // KibwtÒj. 1952. 1. 257–261.

153. Triantafullidis G. ”Ellamyij qe…ou fwtÒj. Qessalon…kh 1984.

154. Tsilkankis N. T¦ kosmologik¦ stoice‹a tÁj qeolog…aj Sumeën toà Nšou QeolÒgou æj ¢nabaqmoˆ tÁj qe…aj zwÁj // Qeolog…a. 1986. 57. 590–607.

155. Tsirpanlis S. The trinitarian and mystical theology of Symeon the New Theologian // 'Ekklhs…a kaˆ qeolog…a. 1981. 2. 507–544.

156. Turner H. J. M. St Symeon the New Theologian and dualist heresies: comparisons and contrasts // SVTQ 1988. 32(4). 359–366.

157. Turner H. J. M. “A care-free and painless existence”? Observations of St Symeon the New Theologian on the monastic life // Sobornost 1990. 12(1). 40–46.

158. Turner H. J. M. St. Symeon the New Theologian and spiritual fatherhood. Leiden; N. Y.; Köln 1990. XVI. 257. (Byzantina Neerlandica, Fasciculus. 11).

159. Völker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem Neuen Theologen. Ein Beitrag zur byzantinischen Mystik. Wiesbaden 1974. XIV. 489.

160. Ware T. Symeon der Neue Theologe // LTK 1964. 9. 1215–1216.

161. Wirth P. KainÒj QeolÒgoj // OC 1961. 45. 127 sq.

162. Wunderle G. Wesenszüge der byzantinischen Mystik aufgezeichnet an Symeon dem Jüngeren // Der christliche Osten. Geist und Gestalt. Ratisbonne 1939. 120–150.

См. также №№ 10.34, 583; 13.192, 193, 265, 437, 438.

 

 

 

 



[1] По всей видимости, монах Дионисий Загорей был лишь сотрудником преп. Никодима Святогорца, который, в основном, и осуществил подготовку издания, хотя никак не обозначил своей причастности к нему.

[2] Из “Правила ко св. Причащению” (по находящемуся в печ. иссл. прот. Валентина Асмуса (№ 6.45), в молитвы перед Причастием, дошедшие под именем Симеона Нового Богослова, вошли цитаты и аллюзии из подлинных гимнов Симеона).

[3] Оттуда же.

[4] Эпиграмма к трактату “О трех образах внимания и молитвы” (см. о нем ниже секцию “Псевдо-Симеон”).