На главную страницу

К оглавлению СДХА

К структуре библиографии СДХА

К общему словнику по патрологии

© А. Г. Дунаев. Все права защищены. Любое копирование и распространение текста (в т.ч. в сети Интернет) допускается только с письменного разрешения автора. Разрешается копирование для частного некоммерческого пользования. Нарушение авторских прав будет преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского права и российскому законодательству об электронных носителях информации, вплоть до закрытия сайта-нарушителя и денежных штрафов.

Текст публикуется по изданию: Сочинения древних христианских апологетов. [М.;] СПб., 1999, с. 762–763. Все сноски в печатном оригинале помещены под страницей.

В аппарате курсивом выделены также авторы, фигурирующие в Списке цитированной литературы.

Особым синим шрифтом выделены также сокращения книг и журналов.

В файле допускаются небольшие шрифтовые сбои отдельных редких символов, чтобы не помещать такие тексты в виде картинок. Ударные гласные выделены красным шрифтом.

 

II. Древнехристианские  апологеты

                                                                                     и  историЯ  Церкви  II—III  веков           84—515

В. ПЕРСОНАЛИИ  И  ПАМЯТНИКИ:

        изданиЯ,  переводы  и  исследованиЯ

{С. 762}

6. МИНУЦИЙ  ФЕЛИКС

          CPL 37 {PL 3}

[366]   Избранные места из латинских христианских писателей до VIII-го века. Сост. И.Помяловский. СПб., 1878, 1—7. [Предисл., лат. текст с примеч. гл. 17, 18, 37, 38].

[367]   Minuci Felicis Octavius. Ed. B.Kytzler (Bibl. Script. Graec. et Roman. Teubner.). Leipz., 1982; 21992 corr. XIV, 42 p. См. также издания J.Beaujeu (P.: Les Belles Lettres, 1964); E.Paratore (Bari, 1971).

          КОНКОРДАНС

[368]   Concordantia in Minuci Felicis Octavium. Cur. B.Kytzler, D.Najock, adiuvante A.Nowosad (Alpha—Omega 72). Hildesh.: Olms-Weidmann, 1991. X, 423 p.

     Алфавитный (с учетом контекста) и частотный указатели.

          ПЕРЕВОДЫ

          Русские

          Полные

[369]   1) П.А. Преображенского: ПДХП, т. VII (1866). Переизд.: СДХА; Брюсс. Антол. 1 и 2; гл. 8—12 переизд. также у Рановича А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 11933, 141-54 (2М., 1990, 175-80).

[370]   2) [М.Е. Сергеенко]: БТ 22. М., 1981, 139-64 (примеч. на с. 164-75).

          Отрывки

[371]   3) В.В. Латышева: Scytica et Caucasica. Т. II, вып. 1. СПб., 1906, 262 (из гл. 6, 1 и 30, 4 с паралл. лат. текстом). Переизд. русск. перевода: ВДИ 1949, № 3, 233.

[372]   4) А.Б. Рановича: Он же. Античные критики христианства. 1М., 1935, 104-19 (2М., 1990, 333-46) — гл. 1–13.

Переизд.: Древнеримские мыслители. Свид-ва, тексты, фрагменты. Сост. А.А. Аветисьян. Изд-во Киев. гос. ун-та, 1958, 229-40.

          Иностранные

[373]   The Octavius of Marcus Minucius Felix. Transl. and annotated by G.W. Clarke. N.Y.: Newman Pr., 1974 (Ancient Christian Writers; the works of the Fathers in translations, 39). V, 414 p.

[374]   Minucius Felix. Octavius. Übers. von einer Arbeitsgemeinschaft zur Übers. patrist. lat. Texte am Philolog. Seminar der Univ. Tübingen unter Leitung von E.Heck. Tüb.: Selbstverl., 1981. III, 58 S.

          ИССЛЕДОВАНИЯ

[375]   *Смирнов-Платонов Г.П. Минуция Феликса Октавий, или защищение Христианства. — ПрибТСО 1853, т. XII [изложение содержания апологии].

Библ. заметка И.Г.: ЖМНП, ч. LXXIX (1853, авг.), отд. VI, с. 89—91.

{С. 763} [376]       Скворцов К. Минуция Феликса «Октавий».ТКДА 1866, № 11, 389—415.

[?*]   Октавий Минуция Феликса [заметка]. — ЧОЛДП 1888, I полугодие, пагин. 2-я, 25.

     Указано в оглавл. ЧОЛДП за I полуг. 1888 г. (прилож. к № 6); то же и в «Указ. ЧОЛДП с 1880 г.», с. 29. Однако этой заметки в № 2 нет.

[377]   Реверсов И. Очерк западной апологетической литературы II и III вв. (Исследование из области древней церковной письменности). Казань, 1892. 353, V с. Ср. ПС 1891, т. 3, № 12, 324-68.

     О Минуции Феликсе специально с. 66—74, и др.

     *Библиограф. заметка: Н.И. К—в. — ЧОЛДП 1893, № 2, 82-6.

[378]   Соколов П.П. «Octavius» Минуция Феликса и «De natura deorum» Цицерона. Страница из литературной истории диалога. СПб., 1910. 35 с.

     Философскую сторону автор не рассматривает. Рец.: М[алеин А.И.] — Гермес 1911, № 6 (72), 124-7.

[379]   Спасский А. Эллинизм и христианство (История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории, 150—254). Серг. Посад, 1913. 365, III, 5 с. (Из БВ).

     Гл. 1: «Октавий» Минуция Феликса, как первый полемический опыт. = БВ 1911, т. 2, № 5, 162-93; 6, 298—335. См. также Именной указатель: Афинагор, Минуций Феликс.

[380]   Данилов В.В. «Октавий» Минуция Феликса и «Поучение» Владимира Мономаха. — ТОДРЛ, т. V, 1947, 97—107.

[381]   [Сергеенко М.Е.]: О Минуции Феликсе — авторе «Октавия». — БТ 22. М., 1981, 176-7.

     На с. 176 содержательный, хотя и краткий, обзор мнений ученых о философском достоинстве диалога.

[382]   Лупандин И.В. Страницы истории атомизма в Древнем Риме: диалог «Октавий». — Вопросы истории естествознания и техники 1986, № 3, 83-7.

     В т.ч. сопоставление с диалогом Цицерона «О природе богов».

[383]   Quispel G. African Christianity before Minucius Felix and Tertullian. — In: Aetus. Studies in honour of H.L.W. Nelson, ed. by Boeft J. den, Kessels A.H.M. Utrecht: Inst. voor Klass. Talen, 1982, 257—335.

[384]   Cappelletti A.J. Minucius Felix y su filosofía de la religión. — Revista Venezolana di Filosofía (Caracas) 19, 1985, 7—62.

[385]   Ferrarino P. Il problema artistico e cronologico dell’ Octavius. — Idem. Scritti scelti. — In: Opuscoli accad. XV Firenze, Olschki 1986. [С. 222-73: состояние вопроса, хронология — между 213 и 258 гг.].

[386]   Müller (Konrad). Rhytmische Bemerkungen zu Minucius Felix. — Museum Helveticum 49, 1992, 57—73 [Ритмическая проза «Октавия» 23, 1—8; статистическая таблица периодов и клаузул в сравнении с Цицероном; их значение для критики текста].