www.danuvius.orthodoxy.ru

Опубликовано с разрешения автора.

Дата публикации:  15 марта 2015 г.

 

Здравствуйте!

Сегодня мне прислали ссылку на Вашу публикацию о плагиате в статьях проректора Минской Духовной Семинарии. Около десяти лет назад, обучаясь в Белорусском государственном педагогическом университете им. Максима Танка, я побывала в Минской семинарии на студенческой конференции. Это было замечательное мероприятие, которое оставило в моей душе самые теплые воспоминания. Но вот только одно меня огорчило. Все участникам конференции раздавали студенческий журнал «Ступени», в котором студент духовной академии Юрий Рой опубликовал статью с плагиатом. Для меня это было очень сильное разочарование. Потом мне говорили, что этот студент стал священником и преподавателем семинарии.

Журнал этот у себя я не сохранила. Но нашла статью Юрия Роя на сайте семинарии: http://minds.by/zhurnal-stupeni/arhiv-nomerov-za-2002-god/stupeni-2-7-lyubov-i-tselomudrie-vmeste-ili-porozn-razgovor-nachistotu/lyubov-i-tselomudrie-vmeste-ili-porozn

Очень жаль, что она там еще находится! Ведь эта статья почти полностью украдена из книги Т. А. Флоренской «Мир дома твоего. Материалы к программе "Этика и психолгия семейной жизни"». Глава «Символы супружеского союза». Электронная версия: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/floren/mirdom/g3.htm

 

Священник Георгий Рой

Т. А. Флоренская

Говоря о любви, нередко подразумевают весьма различные, а иногда и прямо противоположные душевные состояния: «люблю ходить в кино», «люблю мороженое» и т.д. Словом «любовь» называют обычно то, что доставляет удовлетворение, удовольствия. Здесь на первое место выступает мое «Я», а предмет любви оказывается лишь средством удовлетворения моей потребности. Он, (она) всего лишь условие, средство, обеспечивающее мне удовольствие. Если он наскучил—его легко заменить другим—для разнообразия или большего удовольствия.

Говоря о любви, нередко подразумевают весьма различные, иногда прямо противоположные душевные состояния: “люблю ходить в кино”: “люблю мороженое” и т. д. , называя словом “любовь” то, что доставляет удовлетворение, удовольствие. Здесь на первое место выступает мое Я, а предмет любви оказывается лишь средством удовлетворения моей потребности. (…) он(она) - всего лишь условие, средство, обеспечивающее мне удовольствие. (…) ее легко заменить другой - для разнообразия или большего удовольствия.

Любовь в христианском понимании—это чувство, отличающееся от эгоистического «влечения», «предпочтения», «интереса». Понятно, что интимные отношения связаны с сексуальным влечением. Но речь в данном случае идет не об их отсутствии в любви, а о том, что доминирует: обращенность к другому, или собственное удовольствие. Именно это различие имеется в виду при сопоставлении понятий «любовь» и «сексуальное влечение».

Любовь - это чувство, отличающееся от эгоистического”влечения”, “предпочтения”, “интереса”. (…)Понятно, что интимные супружеские отношения связаны с сексуальным влечением. Но речь в данном случае идет не об их отсутствии в любви, а о том, что доминирует: обращенность к другому или собственное удовольствие. Именно это различие имеется в виду при сопоставлении понятий “любовь” и “сексуальное влечение”.

Преобладание в отношениях полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все душевные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Естественная иерархия личности оказывается перевернутой. Высшие психические и духовные потребности «вытесняются» низшими влечениями. Сами по себе правомерные, низшие влечения в таком перевернутом виде становятся извращенными и паразитирующими. Это путь распада личности.

Гипертрофия полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. (…) Естественная нормальная иерархия личности оказывается перевернутой: высшие психические и духовные потребности (…) “вытесняются” и блокируются низшими влечениями. Сами по себе правомерные, низшие влечения в таком перевернутом виде становятся извращенными и паразитирующими - это путь распада личности.

Чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению. Таков психологический закон «насыщаемости». Любовь не насыщаема. Любимый человек не надоедает, он раскрывается все больше и больше.

Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению - таков психологический закон “насыщаемости”, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже.

Христианская аскетика говорит в данном случае об утрате целомудрия. Понятие это, к сожалению, почти забыто и обесценено. Если вникнуть в его смысл, «реставрировать» его, то, согласно этимологии, «целомудрие» означает, во-первых, целостность, во-вторых, мудрость (…). Человек, лишенный целомудрия теряет свою целостность.

Так мы подходим к заповеди добрачного целомудрия. Слово это, к сожалению, почти забыто и обесценено. Если вникнуть в его смысл, “реставрировать” его, то, согласно этимологии, “целомудрие” означает, во-первых, целостность, во-вторых, мудрость: полнота мудрости. Человек, лишенный целомудрия, теряет свою целостность.

Христианское целомудрие не надо путать с общественными правилами приличия и благопристойности. Ошибочно отождествлять это слово с безбрачием. Целомудрие характеризует не столько физиологическое, сколько нравственное состояние.

Ошибочно отождествлять это слово с безбрачием; целомудрие характеризует не сколько физиологическое, сколько нравственное состояние.

 

Священник Георгий Рой:  http://www.bogoslov.ru/persons/1242982/index.html

 

С уважением,

Татьяна Барынько