На главную страницу

 

К списку рецензий

 

 

 

 

ББК 63.3(2)4 Б 59

 

Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект 03-01-00293

 

Бибиков М. В.

Б 59    Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси / Рос. Академия наук; Ин-т всеобщей истории. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 736 с. — (Studia Philologica).

 

ISBN 5-9551-0042-3

Свод византийских свидетельств IX—XV вв. о Руси представляет историографические, актовые, литературные источники, ономастикой персоналий, географических терминов и др. данных, рукописные мате­риалы, надписи, печати, содержащие сведения о Руси и русских. Аналога подобного труда, обобщающего источниковедческие исследования по русско-византийской проблематике, не существует в мировой практике. Подготовка сводного лексикона материалов византийских источников IX—XV вв. по отечественной истории является итогом многолетнего изучения темы автором работы, отраженным в ряде публикаций. Кор­пусный характер настоящего исследования предусматривает анализ не только свидетельств уже известных науке материалов византийских хро­ник, исторических мемуаров и актов, но и трудных для исторической интерпретации памятников риторики, эпистолографии, личных заметок средневековых авторов, поэм и стихов.

В своде вводятся в научный оборот и рукописные записи, колофоны и маргиналии, содержащие свидетельства о Руси, данные неопублико­ванных поздневизантийских источников. Историко-аналитическая часть труда посвящается источниковедческой интерпретации свидетельств о славянах и Руси, начиная с аптекой и варяго-росской проблем и кончая обзором материалов афонских архивов поздневизантийского периода. Справочный раздел содержит краткую характеристику всех исследуемых источников с обоснованием их датировок, атрибуций, изложением ос­новных направлений полемики в спорных случаях их идентификации. В отличие от аналогичных сводов по другим регионам (например, «Византинотурцика» Д. Моравчика), терминологический материал предполага­ется представить не изолированно, но в макроконтексте.

 

ББК 63.3(2)4

В оформлении переплета использована миниатюра из Кодекса Святослава (1073 г.)

 

© Бибиков М. В., 2004

© Языки славянской культуры, 2004

 

 

Заметка и дополнение-указатель А. Г Дунаева

 

Книга известного специалиста М. В. Бибикова интересна патрологам не собственно вопросами отношения Византии с Русью (это «конек», скорее, историков), но обширным справочно-библиографическим материалом, приведенным в первом томе. По замыслу автора, в первом томе даются Prolegomena, сведения о древних авторах и изданиях трактатов, имеющих отношение к теме исследования, и глоссарий. Во втором томе (еще не вышедшем) будут сами переводы.

Так вот, на с. 145–506 мы имеем дело исключительно с библиографией. Правда, порой она ограничивается переписыванием Бека, но во многих случаях (пожалуй, в большинстве описаний) автор серьезно дополняет ее современной литературой. Даются краткие характеристики историческим трудам. Приводятся краткие справки об авторах. Крупный недостаток — отсутствие номеров по просопографическим справочникам. Принципы отборы литературы М. В. Бибиковым не вполне ясны. Очевидно, что он, по идее, должен указывать все, что касается конкретной исторической проблематики. Но какие общие работы (а они есть, и их немало) указываются и сколь полно? С другой стороны, и чисто исторические исследования иногда опущены (пропущены?). Может, включена лишь та литература, на которую будут ссылки в комментариях во втором томе? Но в общем, замечательное пособие (несмотря на отбор в основном лишь той литературы и в том аспекте, который связан с Русью), у которого лишь один издательский недочет: отсутствие указателя (если даже он будет во втором томе, не покупать же его только ради списка имен)! У М. В. Бибикова материал расположен в книге в алфавите латинских сокращений и ориентирован, таким образом, вполне естественно на нужды читателей второго тома, которым надо выяснить, что означает то или иное сокращение. Однако интерес 1 тома выходит за рамки узко-научного справочника, и издательство должно было учесть этот момент. В общем, у меня серьезная претензия к издательству «Языки славянской культуры». Существуя на деньги государства (то есть попав в привилегированный круг получателей издательских грантов), издательство могло бы потратиться на несколько лишних страничек или хотя бы нормальные колонтитулы!

 

Для исправления ситуации мне пришлось расписать всех древних авторов, упомянутых М. В. Бибиковым. Как-нибудь на досуге я интегрирую этот список со списком древних авторов на моем сайте, а покамест вот перечень (алфавитный не делаю, поскольку электронный вариант позволяет легко искать нужное слово):

 

Деяния апостола Андрея: с. 145–146. Не учтены публикации А. Виноградова в «Христианском востоке» и др. новейшие публикации, автор явно ограничился литературой из «Православной энциклопедии».

Акты монастырей Афона: с. 147–148. См. также неучтенные: «Православную энциклопедию» (Афон), но лучше мой раздел в «Библиографии исихазма», где во много раз полнее. Автор напрасно не указал, что он расписал акты отдельных монастырей дальше (у меня сначала возникло впечатление, что это и есть вся библиография, что никуда не годилось бы).

Акт царя Ивана Александра: с. 149;

Акты Хиландарского монастыря на Афоне: с. 150–151;

Акты Ферраро-Флорентийского собора: с. 152–154. Не учтена обширнейшая библиография во втором томе «La théologie byzantine», к которой мы и отсылаем вместо краткого списка у Бибикова;

Акты Дионисиева монастыря на Афоне: с. 155;

Греческие документы, касающиеся Италии: с. 156;

Акты Дохиарского монастыря на Афоне: с. 157;

Акты о поставлении епископов Руси: с. 158–159. Не учтены переводы прот. Иоанна Мейендорфа, неоднократно издававшиеся;

Акты Эсфигменского монастыря на Афоне: с. 160–161;

Акты по истории Афона: с. 162;

Акты Иверского монастыря на Афоне: с. 163–164;

Акты монастыря св. ап. Иоанна Богослова на Патмосе: с. 165–166;

Акты Култлумушского монастыря на Афоне: с. 167;

Акты Лавры св. Афанасия на Афоне: с. 168–169;

Акты монастыря св. Марии в Мессине: с. 170;

Акты монастыря Пантократора на Афоне: с. 171;

Акты Константинопольского патриархата: с. 172–173;

Регистр актов Константинопольского патриархата: с. 174. Для этого и предыдущего разделов см. также: Библ. исих. 3.121–132 (с. 115–116);

Акты Афонского Протата: с. 175;

Акты Русского монастыря св. Пантелеймона на Афоне: с. 176–180;

Соборные акты Константинопольского Патриархата: с. 181–182;

Акты Ватопедского монастыря на Афоне: с. 183–184;

Акты монастыря Ксенофонта на Афоне: с. 185;

Акты Ксиропотамского монастыря на Афоне: с. 186–187;

Византийские загадки: с. 188. Текст шарад;

Александр Никейский (X в.): с. 189;

Алексей Студит (XI в.): с. 190–191;

Анонимное послание Иосифу Вриеннию (XIVXV вв.): с. 192–193;

Анна Комнина. «Алексиада»: с. 194–197;

Антоний Студит (X в.): с. 198;

Арефа Кесарийский (IX в.): с. 199:

— Комментарий на Апокалипсис, с. 200;

Бронтологий (метеоролог. предсказания астрологич. характера): с. 201–202;

Кекавмен (XI в.): с. 203–204;

Георгий Кедрин (XI в.): с. 205;

«Брюссельская хроника» (XI в.): с. 206–207;

«Малые хроники» (XIIIXV в.): с. 208–209;

Иоанн Киннам (XII в.): с. 210–211;

Стихи из cod. Marc. gr. 524: с. 212;

Рукописные пометы кодексов Моск. Синод. собр.: с. 213;

Печати коллекции К. Оргидана: с. 214;

Константин Акрополит (XIIIXIV в.): с. 215;

Константин Ласкарь (XV в.): с. 216;

Константин Манасси (XII в.): с. 217–218;

Роман о Аристандре и Каллифее (XII в.): с. 219;

Стихотворная хроника (XII в.): с. 220–221;

Константин Багрянородный (X в.): с. 222–224;

— О церемониях византийского двора, с. 225–227;

— Об управлении империей. с. 228–233;

— Письма, с. 234;

— Воинские трактаты, с. 235–236;

Свод византийских печатей, с. 237–240;

Косьма Иерусалимский (Пс.) (VIIVIII вв.) = Косьма Майумский (PG 38, 341–670): с. 241–242 ;

Воинский трактат (X в.): с. 243–244;

Дука (XV в.): с. 245–247;

Константинопольская хроника (XVI в.): с. 248;

Изложение списка епископий (ок. 1302): с. 249;

Новое изложение «Списка епископий» (1 сент. 1386 г.): с. 250;

Ефрем (XIII в.): с. 251;

Ефрем, митр. России (XI в.): с. 252;

Евстафий (Евмафий) Макремволит (XII в.): с. 253;

Евстафий Солунский (XII в.): с. 254–255;

— Взятие Солуни, с. 256–257;

— Сочинения, с. 258;

— Речи, с. 259;

— Комментарии к Дионисию Периэгету, с. 260;

Формуляры нотариата (XIII в.): с. 261;

Георгий Акрополит (XIII в.): с. 262–264;

Георгий Гемист Плифон (XIV в.): с. 265–266;

— Исправление Георгафии Страбона, с. 267;

Георгий Схоларий (Геннадий II) (XV в.): с. 268–269;

— Речь на Ферраро-Флорентийском Соборе, с. 270;

— Сочинения, с. 271. Литература: 6 описаний против 67 в Библ. исих. (6.2306–2373);

Георгий Сфрандзи (XV в.): с. 272–274;

Георгий Трапезундский (XV в.): с. 275–276;

Иосиф Генесий (X в.): с. 277–278;

Продолжатель Георгия Монаха (XI в.): с. 279–281;

Георгий Амартол (Монах) (IX в.): с. 282–283;

Георгий Торник, митрополит (XII в.): с. 284–285;

Хроника Георгия Монаха по cod. Vat. gr. 153 (X в.): с. 286;

Герман II, патриарх (XIII в.): с. 287–288;

История авар (X в.): с. 289;

Иаков Болгарский (XIII в.): с. 290–291;

Надписи митрополита Фотия (XV в.): с. 292–293;

Иоанн Каминиат (X в.): с. 294;

Иоанн Канавуца (XV в.): с. 295;

Иоанн Кантакузин (XIV в.): с. 296–299;

Иоанн Диакон (XV в.): с. 300;

Иоанн Геометр (Кириот) (X в.): с. 301–302;

— Эпиграмма, с. 303–304;

Иоанн Мавропод (XXI в.): с. 305;

— Речи, с. 306;

Иоанн Русский (XI в.): с. 307–308. Не учтен русский перевод труда Г. Подскальски (указан только нем. оригинал);

Иоанн Ставракий (XIII в.): с. 309;

Иоанн Ксифилин (старший) (XI в.): с. 310–311;

Исидор Киевский (XV в.): с. 312;

— Письма, с. 313;

— Автографы собственных сочинений, с. 314;

— Рукописные записи, с. 315–316;

Иосиф Песнописец (IX в.): с. 317–318;

Лаоник Халкокандил (XV в.): с. 319–321;

Лев Диакон (X в.): с. 322–325;

Лев Грамматик (с. 326) — отсылка к Симеону Логофету;

Лев Переяславский  (XI в.): с. 327–331;

Лев Мудрый (X в.): с. 332;

— Тактика, с. 333–334;

— Навмахика, с. 335;

Михаил Атталиат (XI в.): с. 336;

— Акты, с. 337;

— История, с. 338;

Михаил Хониат (XII в.): с. 339–340;

Михаил Глика (XII в.): с. 341–343;

Михаил Италик (XII в.): с. 344–345;

Михаил Ритор (XII в.): с. 346–347;

Мануил Фил (XIII в.): с. 348–349;

Мануил Сарандин (XIII в.): с. 350;

Мануил Ставроман (XI в.): с. 351–352;

Марк Иеромонах (XV в.): с. 353–354 (письмо к Исидору: возможно, автор — Марк Эфесский). Идентификация принята автором, библиография относится к Марку Эфесскому. Наконец, здесь появляется PLP, но в полной ссылке. Литература явно недостаточна (см. Библ. исих.);

Матфей Эфесский [Мануил Гавала] (XIII в.): с. 355–356. Литература недостаточна, ссылки на PLP нет. Ср. Библ. исих. 6, 623–632;

Максим Плануд (XIII в.): с. 357–358. Литература у Бибикова минимальна (я в свое время очень сильно колебался, исключать ли Плануда в Библ. исих., так как его переводы с лат. открыли целую эпоху в виз. лит., но потом все же исключил);

Михаил [III] Ритор (XII в.): с. 359–361;

— Орос, с. 362;

Русско-византийские фрагменты, с. 363;

Никифор Василаки (XII в.): с. 364–367;

Никита Хониат (XII в.): с. 368–369;

— Историческое повествование, с. 370–372;

— Речи, с. 373–374;

Никифор Григора (XIV в.): с. 375–376. О нем лит-ра не указана, только по разделам;

— Письма, с. 377. Ссылка только на издание писем;

— Ромейская история. Кое-какие работы, не вошедшие в Библ. исих. Но многих нет, даже чисто исторических.

— Рукописные заметки [автографы]. Литература касается специфической исторической проблематики (в общем);

Николай III Грамматик (XII в.): с. 381;

— Соборное определение, с. 382;

Повествование о крещении Руси, с. 383;

Нил Доксапатр (XII в.): с. 384–385. PG 132, 1083–1114;

Никита Давид Пафлагон (IX в.): с. 386;

— Житие патр. Игнатия, с. 387. Ссылки на BHG нет;

— Похвала апостолу Андрею, с. 388. Ссылка только на PG 105, 53–77;

— Речи. PG 105, 15–488. С. 389;

Николай Месарит (XIIXIII в.): с. 390;

— Речь о мятеже, с. 391;

— Слово о событиях 1214 г., с. 392;

— Диалог с латинским патриархом, с. 393;

Николай Мистик (IXX вв.): с. 394–396;

Продолжатель хроники патр. Никифора — отсылка к Miscell.

Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.): с. 398–399;

«Воинские наставления» Никифора Фоки (X в.): с. 400;

Никифор Уран (XXI в.): с. 401–402;

Список епископий (Notitia episcopatuum), с. 403–405;

Географические заметки (XIV в.): с. 406;

Георгий Пахимер (XIII в.): с. 407–408;

«Патриа» (Patria Constantinopolitana) (X в., прототип — V–VI вв.): с. 409;

Фотий (IX в.): с. 410–411;

— Афмилохии, с. 412. Ссылка на устаревшее издание PG 101, 45–1190, 1277–1296 (Тойбнера нет);

— Письма, с. 413 (ссылка на Тойбнера);

— Гомилии, с. 414–417;

Псевдо-Эммануил Георгиллас (XV в.): с. 418–419;

Хроника Псевдо-Симеона (X в.): с. 420–421;

Михаил Пселл (XI в.): с. 422;

— Хронография, с. 423–425;

— Малые сочинения, с. 426;

— Панегирик имп. Константину IX Мономаху, с. 427;

— Послание императора Михаила VII Дуки князю Всеволоду Ярославичу, с. 428–429;

Птохо-Продором (XIII в.): с. 430–431;

Сильвестр Сиропул (XV в.): с. 432–433 (Воспоминания о Флорентийском соборе);

Иоанн Скилица (XI в.): с. 434–436;

Продолжатель Скилицы (XI в.): с. 437;

Миниатюры Мадридского списка Хроники Иоанна Скилицы (XIII в.): с. 438;

Сергий Колива (XII в.): с. 440;

Печати, с. 441;

— Австрии, с. 442–444;

— Русские печати, с. 445–446;

«Суда», с. 447 (лексикон X в.);

Симеон Логофет (X в.): с. 448–450;

Соборные определения, PG 119, 725–864. С. 451;

Константинопольский Синаксарий (X в.): с. 452;

Тактикон Икономидиса (IXX в.): с. 453–454;

Феодор Вальсамон (XII в.): с. 455–456;

Феодор II Ласкарь (XIII в.): с. 457–458;

«Феодосий Мелетинский», с. 459;

Феодор Продром (XII в.): с. 460–462;

— Исторические стихотворения, с. 463–465;

— Фрагменты, с. 466;

— Сочинения. PG 133, 1003–1424. С. 467 (ссылка только на Миня);

Феодор Продром «Манганский» (XII в.): с. 468–469;

Феодор Скутариот (XIII в.): с. 470–471;

Феодор Кизичский (X в.): с. 472;

Феодор Метохит (XIIIXIV вв.): с. 473–474;

Феодор Синкелл (VII в.): с. 475–476;

Продолжатель Феофана (X в.): с. 477–480;

«Тимарион», с. 481 (сатира XII в.);

Типикон монастыря Пантократора, с. 482;

Иоанн Цец (XII в.): с. 483;

— Письма. с. 484;

— Книга «Историй», с. 484;

— Эпилог к «Теогонии», с. 485;

— Комментарии к Аристофану, с. 486;

— Ямбы, с. 486;

— Речь о св. Лукии, с. 486. Ссылка только на репринт изд. А. Папдопула-Керамевса, без BHG;

— Комментарии к Ликофрону, с. 487–491;

Житие Антония (Печерского), с. 492–493;

Жизнеописание императора Василия, с. 494–495;

Житие Василия Нового, с. 496. Теперь см. «Православную энциклопедию», где большая литература. У Бибикова почему-то нет ссылки на СККДР. Как всегда, без BHG;

Житие Георгия Амастридского (IX в.): с. 497–499;

Житие Павла Латрского, с. 499. Литература явно только по Беку;

Иоанн Зонара (XII в.): с. 500;

— Краткая история. с. 500–501;

— Комментарии к Канонам, с. 503;

Лексикон Псевдо-Зонары (XIII в.): с. 504–506.