На главную страницу

 

 

Текст помещен по изд.: Дунаев А.Г. Аристид // Православная энциклопедия. Том III. Анфимий—Афанасий. М., 2001. С. 235–236. Сокращения см. в ук. изд. на с. 717–750.

 

(с) А.Г. Дунаев. Все права защищены. Разрешается копирование только для индивидуального некоммерческого использования. Любое тиражирование (включая дублирование в Интернете) без письменного разрешения владельца авторских прав запрещено.

 

 

[С. 235:] АРИСТИД [греч. 'Ariste…dhj], св. (пам. зап. 31 авг.), один из первых (наряду с Кодратом) христ. апологетов. Более чем скудные сведения о нем приводятся у Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 3. 3; Chronica // Euseb. Werke. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. В., 18843. S. 199, 416) и блж. Иеронима (De vir. illustr. 20 // PL. 23. Col. 639; Ер. 70 ad Magnum // PL. 22. Col. 667). Согласно этим ис­точникам, А. был афинским филосо­фом и «под прежней одеждой — уче­ник Христов». Время составления апологии и имя императора, к-рому она была адресована (Адриан или Антонин Пий), не поддаются точ­ному определению (крайние даты — 124 и 143).

Долгое время текст сочинения А. считался неизвестным, пока в 1878 г. венецианские мхитаристы не опуб­ликовали арм. рукопись Х в. с вер­сией первых 2 глав апологии. Более или менее полный ее текст в сир. пе­реводе был открыт в 1889 г. в рукопи­си VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. На греч. языке сохрани­лись короткие папирусные отрывки, а также конспективное изложение подлинного греч. текста, к-рое св. Евфимий Мтацминдели (Святогорец) включил в «Повесть о Варлааме и Иоасафе», переведенную им с груз. языка в кон. Х — нач. XI в. Сравне­ние всех версий между собой позво­ляет с достаточной надежностью су­дить о подлинном виде апологии А.

Философское и богословское со­держание сочинения А. не отличает­ся оригинальностью. Интерес пред­ставляет своеобразное деление чело­вечества на 4 рода, в основе к-рого лежат как национальные, так и религ. признаки: варвары поклоня­ются стихиям; эллины почитают ан­тропоморфных богов (внутри политеистов А. выделяет египтян как наиболее неразумных из язычников, поклоняющихся зооморфным бо­гам); иудеи, хотя и признают едино­го Бога, оставили истинное богопочитание (согласно греч. версии, их заблуждение заключается в отвержении Сына Божия), и только хрис­тиане обладают подлинным знанием о Боге и отличаются от др. правед­ностью жизни. Стиль и язык А. простой, не чуждый дидактики, терми­нология равномерно распределяет­ся на фоне христ. словаря по всем философским школам, известным в античности, и не выдает пристрас­тия автора к к.-л. одному направлению. В историческом плане апо­логия — как самая ранняя из дошедших до нас — имеет большое значение. Апология была известна не только в сир. и арм., но и в груз. лит-ре, о чем свидетельствует жи­тие Евстафия Михетского (VI в.). Благодаря популярности «Повести [С. 236:] о Варлааме и Иоасафе» апология А. в обработке Евфимия принадлежа­ла к числу самых читаемых текстов в период позднего средневековья. Т. о., по своей культурно-исторической значимости апология выделяется среди всех остальных текстов этого жанра. А. также приписываются (по всей видимости, ложно) одна древ­няя проповедь и отрывок из «Посла­ния ко всем философам», дошедшие до наст. времени на арм. языке.

А. был включен в число святых Римской Церкви. Память А. ука­зывается 31 авг. в древнейших зап. мартирологах (Римском, Адона и Узуарда). Сведений о древнем почи­тании его в Вост. Церкви нет, но апо­логет внесен в совр. календари Элладской и Сербской Православных Церквей под 13 сент. Фреска с изоб­ражением А. создана известным греч. иконописцем Фотием Кондоглу.

Соч.: CPG, N 1062, 1065, 1066; S. Aristidis philosophi Atheniensis Sermones duo. Venetiis, 1878 [арм. текст, лат. пep.]; Pitra. Analecta Sacra. T. 4. [арм. текст с новым лат. nep. Мартена]; The Apology of Aristides on Behalf of the Christians from a Syriac Manuscript / Ed. J. R. Harris, with an Appendix by J. A. Robinson. Camb., 1891 [сир. версия]; Boissonade J. F. Anecdota Graeca. Vol. 4. P., 1832 [греч. текст «Повести o Варлааме и Иоасафе»]; PG. 96. Col. 860–1246 [то же]; The Oxyrhynchus Pa­pyri. Part. XV / Ed. by B. P. Grenfell, A. S. Hunt. L., 1922. N 1778. P. 1–6; Hagedorn D. Ein neues Fragment zu P. Oxy. XV 1778 (Aristides, Apo­logie) // ZfPE. 2000. Bd. 131. S. 40–44; Mil­ne H. J. M. A New Fragment of the Apology of Aristides // JThSt. 1923/4. Vol. 25. P. 73–77 [Lit. Lond. 223]; Alpigiano C. L'Apologiа di Aristide e la tradizione papiracea // Civiltà classica e cristiana. 1986. T. 7. P. 333–357; реконструкции: Geffcken J. Zwei griechische Apologeten. Lpz., 1907; Vona C. L'Apologiа di Aristide // Lateranum. 1950. Vol. 16; Alpigi­ano C. Aristide di Atene: Apologiа. Firenze, 1988. (Biblioteca Patristica; 10); рус. пер.: Остроумов С. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского о греч. апологетах христианства II в. М., 1886. С. 22–26 [пер. с нем. арм. версии]; Эмин Н. О. Переводы и статьи по духовной армянской лит-ре (за 1859—1882 гг.); апокрифы, жития, слова и др. М., 1897. С. 249–255 [пер. арм. версии]; Покровский Л. Философ Аристид и его недавно открытая апология: (Ист.-крит. очерк). Серг. П., 1898; Сказание о жизни пре­подобных и богоносных отпев наших Варлаама и Иоасафа, составленное св. Иоанном Дамаскиным. Серг. П., 1910; Памятники ви­зантийской литературы IV–IХ вв. М., 1968. С. 305–308; ПЛДР. XII в. М., 1980. С. 215–225; СДХА. С. 275–340.

Лит.: Кулаковский Ю. Вновь открытая аполо­гия христианства II в. // Унив. изв. 1892. № 4. С. 81–98 [с перепечаткой лат. пер. из арм. изд.]; Harris H. B. The Newly Recovered Apology of Aristides: Its Doctrine and Ethics / With extracts from the transl. by J. R. Harris. L., 18932; Гинцбург Д. [Рец. на изд. Дж. P. Гарриса] // Зап. Вост. отд-нии PAO. 1894. T. 8, вып. 3–4. C. 379–384; Крестников И. Христианский апологет II века, афинский фило­соф Аристид и его новооткрытые сочинения: Опыт ист.-крит. исслед.: Дис. Каз., 1904 [исслед., пер. с нем. арм. версии, пер. с сир. и греч. текст]; Haase F. Der Adressat der Aris­tides Apologie // Theol. Quartalschrift. 1917/18. S. 422–429; Friedrich Ph. Studien zum Lehrbegriff des frühchristlichen Apologeten Marcianus Aristides aus Athen // ZKTh. 1919. Bd. 43. S. 31–77; D'Ales A. L’Apologie d'Aristide et le ro­man de Barlaam et Josaphat // Revue des ques­tions historiques, 1924. Vol. 100. P. 354–359; Wolff R. L. The Apology of Aristides: A Re-examination // HarvTR. 1937. Vol. 30. P. 233–247; Hunger W. Die Apologie des Aristides, eine Konversionsschrift // Schol. 1949. Bd. 20/24. S. 390–400; Altaner B. Aristides von Athen // RAC. 1950. Bd. l. S. 652–654; O'Ceallaigh G. C. «Marcianus» Aristides, on the Worship of God // HarvTR. 1958. Vol. 51. P. 227–254; Alfonsi L. La teologia della storia nell'Apologiа di Aristide // Augustinianum. 1976. T. 16. P. 37–40; Osterie H. J. Textkritische Bemerkungen zur Apologie des Aristides von Athen // ZDMG. 1980. Bd. 130. S. 15–23; Лебедева И. Я. По­весть о Варлааме и Иоасафе // СККДР. Вып. 1. С. 349—352 [Библиогр.]; она же. «Апология Аристида» и ее судьба в средневековых ли­тературах // MOUSEION. СПб., 1997. С. 263–271; Guiorgadzé M. L'influence littéraire de l'Apologie d'Aristide sur le Martyre et la Passion d'Eustathe de Mtskheta (VIe siècle) // Les apo­logistes chrétiens et la culture grecque. P., 1998. P. 413–422. (Théologie historique; 105).

 

На главную страницу